Вернуться назад

Что делает менеджер маркетплейсов и как им стать?

Что делает менеджер маркетплейсов и как им стать?

Пандемия поспособствовала переходу торговли из формата офлайн в формат онлайн. Торговые обороты ведущих маркетплейсов за год выросли в 2-2,5 раза, количество посещений и покупок увеличилось на миллионы. Чтобы поддерживать работу торговых площадок, требуются специалисты со знанием устройства и принципов работы виртуальной торговли – менеджеры. Это новая специальность, спрос на которую постоянно растёт. Если в 2020 году на сайте hh.ru было высталвено всего 8 вакансий, то спустя год их было уже около 2500. Что делают менеджеры маркетплейсов и как получить новую специальность – об этом наша статья.

Кто такой менеджер маркетплейсов и что он делает?

Менеджер маркетплейсов – это специалист, продающий товары через платформу в интернете. В его задачи входит организовывать продажи и продвигать продукцию. Менеджер работает с разными маркетами: Озон, Алиекспресс, Вайлдберриз и др. Его работа влияет на то, будет ли интересен товар аудитории, и на прибыльность.

Обязанности менеджера:

  1. Регистрация магазина на маркете, оформление страницы.
  2. Анализ ниши продукции, выбранной для продаж.
  3. Анализ конкурентов, формирование гипотезы по выведению своего товара на платформу.
  4. Поиск поставщиков, ведение переговоров, закупка товара.
  5. Организация доставки продукции на склад – контроль логистики, решение возникающих вопросов.
  6. Создание карточки товара.
  7. Продвижение – подбор маркетинговых инструментов, согласование бюджета, запуск, контроль рекламной кампании.
  8. Работа с отзывами.
  9. Мониторинг и анализ продаж, проведение сверок продукции, выгрузка актуальных цен и остатков.
  10. Ведение финансовой отчетности, работа с бухдокументами, подготовка отчетов.

В крупных фирмах менеджеру маркетов помогают другие сотрудники, например, аналитики, логисты, бухгалтеры. В этой ситуации его основная задача – координировать каждый процесс, и следить, чтобы все работало исправно.

При работе в небольших организациях (при ассортименте не более 100 товарных позиций), менеджер выполняет все сам. Чаще такой специалист работает удалённо.

Какими навыками должен обладать менеджер маркетплейса?

Чтобы эффективно справляться со всеми задачами, управляющий должен:

  1. Понимать принципы работы онлайн-торговли, которая отличается от привычной всем оффлайн.
  2. Понимать специфику работы. На каждом маркетплейсе свой алгоритм, свои условия, комиссия. Менеджер должен разбираться в этих вопросах, чтобы подбирать продавцам подходящие площадки.
  3. Уметь работать с документами (бумажными и электронными). Маркетплейсы работают через ЭДО, но некоторые документы должны быть в бумажном виде, например, товарные накладные для складов. Менеджеры заключают договоры с транспортными компаниями, поставщиками, составляют отчёты для руководства. Каждая бумага заполняется в соответствии с требованиями, которые надо соблюдать.
  4. Знать законы, касающиеся торговли. Управляющему придётся общаться с проверяющими и контролирующими органами, отвечать на запросы разных инстанций, работать с сертификатами.
  5. Уметь работать с контентом: текстами, инфографикой, фотографиями. Эти знания и навыки являются смежными, но очень важными. Чтобы продвигать товар, нужно составлять хорошие тексты – короткие, информативные, читабельные, с нужными ключами. Подготовка такого текста требует навыков подбора ключевиков, составление ТЗ для копирайтера. Размещение качественных фотографий важнее текста, потому что при выборе клиент больше руководствуется визуальными ощущениями (красиво – некрасиво, нравится – не нравится). Поэтому нужно знать, какие ракурсы смотрятся выгоднее, как лучше разместить вещь на снимке, какими дополнительными функциями лучше снабдить фото (приближением, поворотом). То же можно сказать об инфографике: навыки работы с программами повысят качество картинки. При этом менеджеру не обязательно все делать самому, но эти знания помогут при сотрудничестве с копирайтерами, дизайнерами.
  6. Иметь базовые знания логистики и устройства складов.
  7. Обладать навыками продвижения (СММ, таргетинг).
  8. Обладать аналитическим складом ума, чтобы верно определять стратегии развития площадки, исходя из сведений, полученных с аналитических сервисов.

Как найти своего маркетплейс-менеджера — рекомендации бизнесу

Менеджер маркетплейса

Если маркеты являются ключевым каналом продаж для вашей бизнес-деятельности, выбирать менеджера нужно ответственно. Вот несколько рекомендаций, на которые стоит опираться, чтобы найти хорошего специалиста:

  1. Определитесь, зачем вам нужен специалист. Поставьте конкретную цель. Пример: «мне нужен аналитик», «мне нужен закупщик» и др. Один специалист не может одинаково хорошо охватить все сферы, поэтому нужно определить приоритетные направления – рутинные поручения, творчество, анализ/маркетинг.
  2. Выберите поисковые каналы менеджера в соответствии со своими требованиями. Это могут быть, соцсети, Telegram-каналы, карьерный сайт по типу hh.ru.
  3. Договоритесь об обоюдной системе мотивации. Пропишите оклад и бонус в договоре, подписанном обеими сторонами.

Какой уровень дохода у менеджеров маркетплейсов?

Доход в этой сфере зависит от квалификации специалиста, которая предполагает 3 ступени.

Навыки менеджера

Junior

Новичок, который окончил профкурсы либо уже имеет минимальный опыт после работы в качестве ассистента. Что входит в обязанности этого менеджера маркетплейсов:

  1. Создавать карточки.
  2. Формировать поставки.
  3. Выдвигать гипотезы по продуктовым нишам.
  4. Запрашивать торговые предложения поставщиков.
  5. Контролировать доставку на склад.

Доход: 30 000-70 000 рублей.

Middle

Опытный сотрудник, который работает на протяжении года и может предложить свои кейсы. Задачи:

  1. Организовывать полный закупочный цикл.
  2. Отгружать, реализовывать товар.
  3. Работать с аналитическими сервисами.
  4. Выдвигать развернутые гипотезы.
  5. Настраивать, запускать рекламу.

Доход: 55 000 – 120 000 рублей.

Между прочим!
audit-image
Мы также проводим бесплатный аудит для селлеров
Хочу аудит
audit-background

Senior

Эксперт, который может предоставить кейсы с разных платформ и прошел курсы повышения квалификации. В чем заключается работа такого менеджера маркетплейсов:

  1. Заниматься продвинутой аналитикой.
  2. Разрабатывать стратегии по продвижению.
  3. Руководить отделом.

Доход: 120 000-300 000 рублей.

Составляющие, которые влияют на размер зарплаты:

  • масштаб фирмы;
  • должностные обязанности;
  • уровень ответственности;
  • размер бонусов;
  • рабочий график.

Кому подойдёт эта профессия

Всем, кто интересуется этим направлением. Вы должны справляться с основными программами и сервисами на ПК. Кроме того, важен опыт в коммерческих компаниях, так как нужно понимать принцип работы бизнеса и разбираться в терминах.

Личные качества, которые необходимы маркет-менеджеру:

  1. Внимательность.
  2. Умение трудиться в режиме многозадачности.
  3. Инициативность, ответственность.
  4. Умение анализировать – находить данные, обрабатывать их.

Как стать менеджером маркетплейса?

Так как профессия молодая, то обучение в вузе пока что не предусмотрено. Но, можно получить образование в области маркетинга/экономики. Также не лишним будет самообразование/обучение под руководством опытного наставника.

Менеджер маркетплейса

Самостоятельное обучение

Если вы не разбираетесь в digital, то начинайте с азов. Речь идет об:

  • основах онлайн-маркетинга;
  • работе с веб-аналитикой;
  • освоении копирайтинга, контент-маркетинга;
  • базовых основ SEO.
  • цифровых инструментах по привлечению трафика.

Информация находится в открытом доступе в сети. Также можно найти узкоспециализированные курсы на платной/бесплатной основе.

Следующий этап предполагает изучение функционала различных маркетов, правил их работы, условий продвижения. Необходимую информацию можно найти в документации маркетплейсов.

Но изучить теорию будет недостаточно, потребуется практика. Придется работать с маркетом и организовать цикл торговли от начала до конца. Реальная работа подсветит пробелы в знаниях.

Обучение на курсах

Из-за популярности маркетов, обучающих курсов так много, что непонятно, какой выбрать. Многие из них рассчитаны всего лишь на 6 недель – за это время обещают сделать из вас специалиста. Но, это маленький срок, чтобы ознакомиться со всеми аспектами. Кроме того, практики в таких курсах нет, а теория часто уже устарела. Тем временем маркеты периодически изменяют правила работы.

При выборе курса важны:

  1. Преподавательский состав. Проверьте, работают ли преподаватели с площадками, а не являются только теоретиками.
  2. Структурированность программы. В обучающей программе каждый этап должен следовать за другим.
  3. Теория и практика. В рамках обучения студенты должны отрабатывать освоенные знания. Например, это может быть запуск интернет-магазина, загрузка товаров и описания, привлечение трафика.
  4. Наличие обратной связи. Студенты должны иметь возможность уточнять непонятные моменты. При выявлении ошибок, преподаватели должны комментировать их.

Лучший вариант – это когда студент прошел курс и теперь полностью понимает как работать с одним/несколькими проектами, а также может представить свой проект.

С чего начать освоение профессии

С чего начать в профессии менеджера маркетплейсов

Многие работодатели хотят, чтобы будущий специалист пришел с опытом от 1-3 лет. Но, если опыта нет, тогда устроиться помогут успешные кейсы. Когда нет ничего, стоит начинать работу помощником/ассистентом специалиста. Основные требования к такой должности – базовые знания и готовность учиться. По мере опыта вы будете продвигаться по карьерной лестнице до менеджера.

Если работа с одной площадкой освоена, смело переходите к другим. Претенденты на вакансию, которые могут работать сразу с несколькими известными маркетами, могут рассчитывать на более высокую оплату.

Преимущество имеют те специалисты, которые умеют работать с:

  • Яндекс.Маркетом;
  • Озон;
  • Wildberries;
  • Lamoda;
  • Goods;
  • TIU;
  • Price;
  • Aliexpress;
  • Ebay;
  • Amazon;
  • Google Merchant.

Тип занятости и формат работы

Плюсы и минусы профессии

Менеджер может работать в офисе или удаленно. Формат зависит от требований работодателя и способности специалиста к самоорганизации.

Фриланс в этой профессии не слишком распространен. В рамках работы с маркетами требуется долгосрочная работа – строить и реализовывать стратегии. Кроме того, не каждый работодатель захочет доверить случайному человеку подробную информацию о внутренних процессах, а также доступ к онлайн-площадке. Поэтому фрилансеры чаще решают отдельные задачи, например, создают карточки, продвигают товар на сторонних платформах и др.

Часто встречаются такие варианты работы, как:

  1. Работа на фирму/бренд.
  2. Развитие своего проекта.

Возможности карьерного роста

Начиная сотрудничество с небольшой фирмой/частным лицом, можно постепенно перейти к более крупным партнерствам. К примеру, сначала вы занимаетесь продвижением продукции ИП, а после начинаете работу с организациями из B2C– сферы, переходите в сферу B2B. В перспективе есть возможность стать коммерческим директором/руководителем отдела продаж.

Специалисты с опытом могут открыть свое агентство и работать в качестве посредника.

При знании английского языка можно начать сотрудничать с зарубежными маркетплейсами, которые хотят вывести свой товар на международный рынок.

Плюсы и минусы профессии

К положительным сторонам профессии можно отнести:

  • низкую конкуренцию: грамотных специалистов с опытом очень мало, поэтому они нарасхват;
  • возможность работать дистанционно;
  • возможность постоянного обучения, повышения уровня квалификации;
  • карьерный рост;
  • быстрый рост зарплаты;
  • возможность открыть свой бизнес, когда освоишь все тонкости онлайн менеджмента.

Среди недостатков:

  • низкая зарплата при небольшом опыте;
  • для старта нужны готовые кейсы;
  • высокая нагрузка в период поступления крупных партий;
  • высокий уровень стресса;
  • непонимание обязанностей управляющего работодателем;
  • ненормированный рабочий день;
  • постоянные нововведения со стороны платформы и постоянная необходимость перестраиваться.

Будущее профессии

Карьерный рост

По данным Data Insight, до 2024 года онлайн-продажи вырастут до 33,2% – с 1,7 до 7,2 триллионов рублей.

У маркетплейсов уже выстроена инфраструктура, продумана логистика и есть готовая аудитория. Эти составляющие идеальны для бизнес-деятельности. Практически каждая региональная фирма может легко масштабировать свое дело, повысить узнаваемость бренда и начать торговлю своими товарами по всей стране.

Популярность маркетов продолжает расти, откуда и повышается спрос на специалистов. От них зависит грамотная стратегия продаж и продвижение внутри площадки.

Теперь вы знаете, что делает менеджер маркетплейсов. Эту профессию нельзя назвать профессией будущего. Она является одной из самых востребованных уже сейчас. А, из-за нехватки специалистов с опытом на российском рынке, конкуренции для профессионалов практически нет.

Обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Ваша заявка успешно отправлена!
Хорошо
ООО «Рэдрэдианс» +7 (495) 291-01-31 info@market-manager.ru
Россия 115191 Москва Большая Тульская 10с38