Вернуться назад

Как стать менеджером маркетплейса и что для этого необходимо?

Как стать менеджером маркетплейса и что для этого необходимо?

Пандемия поспособствовала переходу торговли из формата офлайн в формат онлайн. Торговые обороты ведущих маркетплейсов за год выросли в 2-2,5 раза, количество посещений и покупок увеличилось на миллионы. Чтобы поддерживать работу торговых площадок, требуются специалисты со знанием устройства и принципов работы виртуальной торговли – менеджеры. Это новая специальность, спрос на которую постоянно растёт. Если в 2020 году на сайте hh.ru было выставлено всего 8 вакансий, то спустя год их было уже около 2500. Что делают менеджеры маркетплейсов и как получить новую специальность – об этом наши статья.

Маркетплейс – что это?

Маркет можно сравнить с большим универмагом, в котором под одной крышей работают сотни продавцов (селлеров), связанных общей инфраструктурой. Только универмаг создан в виртуальном пространстве. Маркетплейс – это сайт, на котором регистрируются все, кто решил открыть онлайн-магазин. Для каждого нового продавца открывается страница магазина, через которую он продаёт свой товар. Сама площадка ничего не продаёт, а только предоставляет возможность для торговли другим. Зарабатывает маркет на комиссии, которую платит селлер, рекламе, ряде платных услуг.

Для продавцов такая форма торговли выгодна: им не надо заботиться о привлечении покупателей, хранении, доставке заказов, поддержании сайтов – всё это делает маркет. Задача селлера – сосредоточиться на торговле и увеличивать доход, применяя разные инструменты.

Как работает маркетплейс?

Виртуальная торговая площадка – это сложный многоуровневый механизм, в котором все звенья крепко связаны. Нарушение любого из них может привести к сбою. Структура работы выглядит так:

  1. Партнёр регистрируется на платформе.
  2. Заполняет товарные карточки, размещает фотографии.
  3. В зависимости от модели сотрудничества продавец должен либо завести партию товара на склад платформы, либо организовать хранение у себя.
  4. Покупатель листает карточки, находит нужный товар, делает заказ, оплачивает покупку.
  5. Товар со склада отправляется заказчику.
  6. Платформа перечисляет деньги селлеру.

Кто такой менеджер маркетплейсов и что он делает?

Менеджер маркетплейса

Менеджер маркетплейса – это организатор и координатор всех процессов, происходящих на площадке (управляющий). Пул его задач широк. Он:

  • работает с контентом – заполняет товарные карточки, заливает фотографии;
  • поддерживает связь со складами – планирует поставки, управляет отгрузками, контролирует наличие товара;
  • поддерживает связь с клиентами, отвечая на отзывы покупателей, закрывает возражения, решает конфликты;
  • отслеживает цены;
  • организует рекламные кампании для продвижения площадки, оценивает их эффективность;
  • изучает конкурентов: анализирует цены, предложения, объёмы продаж;
  • оценивает спрос и рентабельность продвижения каждого вида товара;
  • разрабатывает стратегии продвижения;
  • готовит отчётные и аналитические документы;
  • решает текущие вопросы.

Какими навыками должен обладать менеджер маркетплейса?

Навыки менеджера

Чтобы эффективно справляться со всеми задачами, управляющий должен:

  1. Понимать принципы работы онлайн-торговли, которая отличается от привычной всем оффлайн.
  2. Понимать специфику работы. На каждом маркетплейсе свой алгоритм, свои условия, комиссия. Менеджер должен разбираться в этих вопросах, чтобы подбирать продавцам подходящие площадки.
  3. Уметь работать с документами (бумажными и электронными). Маркетплейсы работают через ЭДО, но некоторые документы должны быть в бумажном виде, например, товарные накладные для складов. Менеджеры заключают договоры с транспортными компаниями, поставщиками, составляют отчёты для руководства. Каждая бумага заполняется в соответствии с требованиями, которые надо соблюдать.
  4. Знать законы, касающиеся торговли. Управляющему придётся общаться с проверяющими и контролирующими органами, отвечать на запросы разных инстанций, работать с сертификатами.
  5. Уметь работать с контентом: текстами, инфографикой, фотографиями. Эти знания и навыки являются смежными, но очень важными. Чтобы продвигать товар, нужно составлять хорошие тексты – короткие, информативные, читабельные, с нужными ключами. Подготовка такого текста требует навыков подбора ключевиков, составление ТЗ для копирайтера. Размещение качественных фотографий важнее текста, потому что при выборе клиент больше руководствуется визуальными ощущениями (красиво – некрасиво, нравится – не нравится). Поэтому нужно знать, какие ракурсы смотрятся выгоднее, как лучше разместить вещь на снимке, какими дополнительными функциями лучше снабдить фото (приближением, поворотом). То же можно сказать об инфографике: навыки работы с программами повысят качество картинки. При этом менеджеру не обязательно все делать самому, но эти знания помогут при сотрудничестве с копирайтерами, дизайнерами.
  6. Иметь базовые знания логистики и устройства складов.
  7. Обладать навыками продвижения (СММ, таргетинг).
  8. Обладать аналитическим складом ума, чтобы грамотно и своевременно определять стратегии развития площадки, исходя из сведений, полученных с аналитических сервисов.
Между прочим!
audit-image
Мы также проводим бесплатный аудит для селлеров с оборотом от 500 тыс руб/мес
Хочу аудит
audit-background

Наряду с профессиональными знаниями и навыками хороший управляющий должен обладать и рядом личностных качеств:

  1. Работа напряженная, в течение дня человеку придётся общаться с разными категориями людей: покупателями, поставщиками, представителями властей, начальством. Это требует повышенной стрессоустойчивости.
  2. Работник должен уметь концентрироваться, работать в условиях многозадачности: рабочий день управляющего – это непрерывная череда мелких и крупных вопросов и проблем, которые нужно решать быстро.
  3. Гибкость, открытость ко всему новому. Это важно, потому что для продвижения своего сайта, опережения конкурентов маркеты постоянно вводят новые алгоритмы работы, требующие быстрого перестраивания.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы и минусы профессии

К положительным сторонам профессии можно отнести:

  • низкую конкуренцию: грамотных специалистов с опытом очень мало, поэтому они нарасхват;
  • возможность работать дистанционно;
  • возможность постоянного обучения, повышения уровня квалификации;
  • карьерный рост;
  • быстрый рост зарплаты;
  • возможность открыть свой бизнес, когда освоишь все тонкости онлайн менеджмента.

Среди недостатков:

  • низкая зарплата при небольшом опыте;
  • для старта нужны готовые кейсы;
  • высокая нагрузка в период поступления крупных партий;
  • высокий уровень стресса;
  • непонимание обязанностей управляющего работодателем;
  • ненормированный рабочий день;
  • постоянные нововведения со стороны платформы и постоянная необходимость перестраиваться.

Востребованность и зарплаты

В настоящее время эта профессия одна из самых востребованных. Выше уже упоминалось о статистике сайта hh.ru. От того, насколько компетентен управляющий, зависит работа всей системы. Поэтому руководители  маркетплейсов активно ищут такие кадры. Но найти специалиста с нужной квалификацией сложно, поскольку в стране нет вузов или даже подготовительных курсов, готовящих квалифицированных управленцев для е-commerce.

Большинство менеджеров обучается, что называется, на ходу: нарабатывают опыт и навыки на малых площадках, смотрят ролики на YouTube, экспериментируют, пополняют кейсы.

Заработная плата зависит от навыков и опыта. По сведениям сайта hh.ru, средняя зарплата по вакансии составляет 55000-60000 рублей. Если работа удалённая, – то 40000-45000 рублей. Начинающий специалист будет получать в пределах 20000-40000 тысяч, заработок опытных управленцев достигает 300000 рублей.

Чтобы набраться опыта и наработать кейсы, можно найти подработку с загрузкой 2-3 часа в день. За это платят 20000-25000 рублей.

Карьерный рост

Карьерный рост

Он может быть вертикальным или горизонтальным. Первый уровень в профессиональной карьере – освоение технических навыков. Их можно освоить самостоятельно. Сюда входит умение заполнять карточки, составлять заявки на поставки, работать со службой поддержки, отвечать на отзывы. Для того чтобы товарная карточка выглядела эффектно, надо уметь составлять красивые описательные тексты, иметь базовые знания по созданию и размещению фотографий. Для освоения этих навыков достаточно двух месяцев.

Следующий уровень в вертикали – освоение маркетинговых приёмов. Основная задача маркетолога – не дать магазину потеряться среди сотен других. Для этого нужно следить за аналитикой, конкурентами, предпринимать правильные стратегические решения по продвижению. Здесь нужно уметь работать с аналитическими сервисам, системами поиска ключевиков, уметь их правильно вписывать в карточки. Этот набор навыков гарантирует зарплату не ниже 40000 рублей.

Третья ступень – управленческая. Она наиболее сложная. Вам понадобятся знания для управления товарными потоками, анализа, предсказания поведения клиентуры. Вы должны показать конкретные результаты в конкурентной борьбе. Заработная плата управленца такого уровня начинается от 80000 рублей.

Такую вертикаль можно пройти за 2-3 года. За это время вы заработаете опыт, изучите все тонкости работы маркетплейса, заработаете денег, вырастете до руководителя отделом или даже коммерческого директора. Теперь можно либо дальше работать в этой сфере, оттачивая мастерство, выходить на зарубежных партнёров и поднимать заработок, либо открыть собственную торговую площадку.

Можно выбрать иной путь: уйти с площадки и заняться консультированием или обучением тех, кто хочет стать управляющим на маркетплейсе. За освоение профессии будущего будут хорошо платить.

С чего начать освоение профессии?

С чего начать освоение профессии

Есть два пути: начать самостоятельное обучение по доступным материалам или найти онлайн курсы. В первом случае вы можете использовать тематические блоги, читать статьи, обсуждать интересующие вопросы на форумах. Параллельно изучайте основы копирайтинга, работы с фотографиями, инфографикой. Изучайте документацию и правила ведущих маркетплейсов, следите за всеми изменениями.

Такой способ обучения эффективен и не требует вложений. Вы быстро накопите теоретические знания. Однако информация в открытых источниках не всегда соответствует реальности: условия и правила игры постоянно изменяются, информация устаревает буквально к вечеру. Угнаться за всем этим сложно. Большой минус самостоятельного обучения – отсутствие практики. Поэтому изучить всю информацию в сети не помешает, но если цель – приобретение новой профессии и заработок с её помощью, то нужны курсы.

Их пока немного, и стоят они дорого, но вложения обязательно окупятся. Все курсы сотрудничают с ведущими виртуальными площадками, позволяющими тренироваться в реальных условиях. Программы построены по принципу от простого к сложному, рассчитаны на полгода-год, включают множество практических заданий, обратную связь с преподавателем. Параллельно с обучением вы сможете найти подработку и сразу же применять полученные знания на деле. Все такие курсы ведут действующие менеджеры. По окончании выдаётся диплом. Наличие глубоких знаний о том, что и как делает менеджер маркетплейса, документа, хотя бы небольшого кейса в сочетании с высоким спросом на профессию помогут быстро трудоустроиться.

Чтобы подобрать курс, воспользуйтесь любой из поисковых систем, изучите ТОПы выдачи, ознакомьтесь с программами, условиями обучения, выберите те, которые подходят лучше всего.

Обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Ваша заявка успешно отправлена!
Хорошо
ООО «Рэдрэдианс» +7 (495) 291-01-31 info@market-manager.ru
Россия 115191 Москва Большая Тульская 10с38