Правильная упаковка товаров на Яндекс Маркет убережёт от финансовых потерь. Маркет готов возмещать потери от порчи изделий, если она произошла по причинам, не связанным с плохой упаковкой, в противном случае возмещение ущерба ляжет на плечи продавца.
Платформа предлагает 4 варианта сотрудничества. Селлер вправе выбрать любой наиболее подходящий. Для каждой модели действуют свои правила, касающиеся упаковки и отгрузки. Несоблюдение требований приведёт к тому, что логистический центр (ЛЦ) посылку не примет, что также приведёт к финансовым потерям.
Модели сотрудничества и общие требования к упаковке
- FBY – форма сотрудничества, при которой всю логистику берёт на себя маркет. Продавец обязан вовремя пополнять товарный ассортимент на складах. Модель подходит для изделий, которые хорошо раскупаются, поскольку можно отправлять на склад сразу большую партию.
- FBS – форма сотрудничества, при которой платформа занимается только доставкой покупателю. Все манипуляции по хранению продукции, комплектации и упаковке заказов производит селлер. В его задачу также входит своевременная доставка посылки на ближайший склад Яндекс Маркета или в ПВЗ. Этой моделью обычно пользуются продавцы, тестирующие спрос на тот или иной вид продукции. Важно, чтобы их собственный склад работал не менее пяти дней в неделю.
- Экспресс-доставка. Посылку доставляет курьер. Селлер обязан собрать заказ и передать посыльному в течение 30 минут после того, как вещь купили. Курьер доставляет покупку максимум за 2 часа.
- DBS – это схема сотрудничества, при которой маркет выступает в роли витрины. Все действия от хранения до доставки заказа потребителю выполняет продавец.
Для первых двух схем существуют жёсткие требования к упаковке. При работе по DBS таких требований нет: продавец сам заботится о сохранности содержимого. Посылки для экспресс-доставки ограничены весом (не более 30 кг) и габаритами (до 90 х 54 х 43 см).
При работе по FBY и FBS есть ограничения на поставку:
- аккумуляторов для автомобилей;
- изделий, содержащих взрывоопасные вещества, например, туристические баллоны с сжатым газом;
- скоропортящейся продукции;
- сигнальных устройств.
Правила упаковки Яндекс Маркета для отгрузки по модели FBS и для экспресс-доставки
В обоих случаях правила одинаковые. Если продукция поступила в плотной заводской таре, селлер вправе заказ не перепаковывать, поскольку транспортная заводская упаковка соответствует требованиям маркетплейса.
Фирменная упаковка, на которой размещены логотип, надписи, изображения изделия, является частью товара и должна быть сохранена в первозданном виде. Её повреждение снизит стоимость заказа (пример – коробка мобильного телефона). Такая упаковка нуждается в дополнительной защите.
Разрешено использовать:
- картонные коробки;
- скотч;
- стрейч плёнку;
- бабл-плёнку;
- иные уплотнительные материалы, например, плотную бумагу, картон, уголки и т. п.
Все упаковочные материалы должны быть чистыми, новыми, не использованными ранее, без следов чужих логотипов и рекламных надписей. Если вещь маленькая, размером не более чем 10х10 см, её помещают в курьерский пакет, если более – то в коробку, подходящую по размеру.
Для разных групп изделий действуют свои правила. Если вещь подходит сразу под несколько групп (например, она ценная и хрупкая), лучше требования совместить.
Ценные товарные позиции
Сюда относятся все виды гаджетов, комплектующие для ПК, наручные часы, ювелирные украшения, видео- и аудиотехника. Изделие следует поместить в коробку подходящего размера, зафиксировать наполнителем и заклеить непрозрачным не брендированным скотчем. Последнее условие особенно важно для безопасности: брендированный скотч излишне привлекателен для мошенников.
Крупногабарит
Чаще всего поставляется в надёжной заводской таре. В противном случае изделие необходимо обмотать стрейч-плёнкой, затем скотчем. Есть ограничения по весу: не более 100 кг., точнее можно узнать на конкретном складе.
Хрупкие позиции
Это стеклянная посуда, украшения для интерьера, сантехника, изделия из гипса, пластика, тонкого металла, фарфора, керамики, также чугунные ванны. Всё это легко может повредиться при падении, сильной вибрации, ударах, поэтому к упаковыванию следует подходить особенно тщательно.
Главное правило – хрупкие вещи не должны «болтаться» в коробке, звенеть. Изделия, размерами превышающими 60Х50Х50 см, необходимо обернуть в пупырчатую плёнку, зафиксировать скотчем, поместить в чуть больший по размерами короб и защитить внутри обрешёткой. Если вещь всё ещё закреплена неплотно, надо добавить прокладочный материал. На короб обязательно наносятся знаки или надписи, предупреждающие, что внутри хрупкие вещи.
Длинные изделия
Это карнизы, стойки, подставки, плинтуса более 50 см. Их надо паковать в жёсткие тубусы или обрешётку.
С выступающими острыми углами
Предметы мебели, самокаты, мангалы, шампуры заворачивают в стрейч-плёнку и помещают в коробку. Острые углы дополнительно защищают пупырчатьй плёнкой. Предмет внутри жёстко закрепляется при помощи наполнителя. Выступающие части следует изолировать уголками.
Жидкости и сыпучая продукция
Флаконы с жидкостями не должны протекать. При упаковывании тару обматывают пупырчатой, а затем стрейч-плёнкой, размещают горлышком вверх, а свободное пространство заполняют наполнителем.
Крупы, корма и наполнители для животных, цветочный грунт помещают в коробку с наполнителем.
Иные товарные группы
- Дорогостоящую одежду и обувь требуется упаковывать в коробку и заклеивать скотчем без знаков бренда.
- Сумки, рюкзаки, клатчи обязательно заполняют бумагой или целлофаном для сохранения объёма.
- Печатную продукцию защищают плёнкой и помещают в коробку, плакаты, большие настенные календари – сворачивают в рулон, который помещают в тубус.
- Мягкие вещи без заводской упаковки, например, игрушки, подушки, одеяла заворачивают в плёнку, которую закрепляют скотчем. Но надёжнее их дополнительно помещать в коробку.
- Шины и колёса. Заводскую упаковку усиливают скотчем. Больше ничего не требуется.
- Опасные грузы лучше отправлять с курьером, но можно и посылкой, усиленной обрешёткой.
Манипуляционные знаки и общие рекомендации
Для защиты от повреждений большинство товаров нужно снабжать дополнительной информацией. Для это служит система манипуляционных знаков, предупреждающих о характере груза и мерах безопасности при работе с ним. Так, на коробках:
- с хрупким товаром, размещают изображение стилизованного бокала с надписью «Осторожно. Хрупко»;
- с одеждой, особенно дорогой, обувью, печатной продукцией, сухими кормами для животных изображают зонтик с капельками дождя: это предупреждение о том, что содержимое надо беречь от влаги;
- с канистрами, бутылками, флаконами, заполненными жидкостями, а также опасными грузами изображают стрелки, показывающие где верх.
Также есть специальные картинки, показывающие, что груз нельзя складывать в штабеля или кантовать. Обычно их ставят на хрупкую и опасную продукцию.
Знаки должны быть чёткими и хорошо визуализироваться. Рекомендуется выбирать влагоустойчивые или термостойкие этикетки. Последние не следует заклеивать скотчем, так как через некоторое время изображение на них размывается. Манипуляционные знаки наносят на каждую вертикальную сторону в левом верхнем углу.
Как упаковать несколько разных вещей в одной посылке
Если покупатель приобрёл несколько мелких вещей у одного продавца, то последний вправе всё упаковать в одну коробку. Но здесь надо учитывать, что не все товарные позиции совместимы. Нельзя размещать в одном коробе:
- электротовары и жидкости;
- продукты питания с медикаментами, дезинфицирующими средствами, бытовой химией, парфюмерией, удобрениями;
- изделия с сильными впитывающими свойствами и сильно ароматизированную продукцию (например, меховые изделия и освежители воздуха).
Также вещи надо правильно разместить:
- тяжёлые вниз, лёгкие сверху;
- каждая должна иметь свою упаковку, соответствующую товарной категории;
- жидкости всегда размещаются горлышком вверх;
- все вещи надо изолировать друг от друга и плотно закрепить.
Подготовка товарной партии для отправки на склад маркетплейса при работе по FBY
Если товарная партия упакована в одном коробе, то необходимо, чтобы:
- вес не превышал 30 кг, чтобы грузчик мог перенести его на руках;
- тара соответствовала по размеру, содержимому;
- были соблюдены правила товарного соседства;
- были правильно упакованы и надёжно зафиксированы товарные позиции, находящиеся внутри;
- на поверхности были размещены все требующиеся манипуляционные символы.
Если вес груза превышает 30 кг или вещь крупногабаритная, лучше упаковать её, используя паллету или поддон. Для их сборки правил меньше. Партия должна:
- легко подниматься с помощью погрузчика;
- не выступать за пределы поддона;
- по высоте быть менее 1,8 м, для крупногабарита – 2,2 м;
- по весу соответствовать складу, куда направляется (для Екатеринбурга это 400 кг, для Саратова, Казани, Краснодара – 450 кг, для Самары – 500 кг, для Парголово – 600 кг).
Также груз надо:
- правильно разместить: самые тяжелые предметы – снизу, самые лёгкие – сверху;
- обмотать паллету тремя слоями плёнки и зафиксировать скотчем (это послужит дополнительной защитой от проникновения влаги, пыли и грязи;
- под последним слоем разместить этикетку формата А4.

Правила сборки партии для отправки на склад при работе по FBS
Требования схожи с теми, что описаны выше для FBY. Есть несколько дополнительных:
- сборные заказы можно паковать в один короб, мелкие – в бумажные пакеты, закреплённые скотчем;
- максимальный вес монокороба – 15 кг, в исключительных случаях – 20 кг (если картон слишком толстый и тяжёлый;
- запрещено использовать тару, на которую нанесены логотипы или надписи, рекламирующие другие платформы или компании;
- крупногабаритные вещи не могут по размерам превышать 300 х 242 х 245 см, а по массе 200 кг;
- если товар имеет срок годности, его следует указывать на внешней стороне короба, при этом, если он не превышает 7 месяцев, то на момент поступления на склад он должен составлять не менее 60% от общего времени, если от 8 месяцев до года – то 50%, если более года, то 40%;
- в один короб допускается помещать до 50 единиц продукции, если общий объём не превысит 1 кубометра, в противном случае надо собирать поддон или паллету.
Работник склада имеет право не принять посылку, если:
- будут явно нарушены упаковочные требования;
- короб поступит открытым или с повреждениями;
- на поверхности не будет манипуляционных знаков, ярлыков или они неверно оформлены;
- до истечения срока годности осталось менее трети отпущенного времени;
- штрих-код или информация с этикетки не считывается.
Оборудование для подготовки коробок перед отправкой
Принтер
Нужен для распечатывания актов приёмки-передачи заказов, а также этикеток и ярлыков. Достаточно недорогого чёрно-белого лазерного устройства: такой принтер быстро печатает, экономно тратит картридж.
Термопринтер
Поможет сэкономить время на распечатывании ярлыков. Вместо обычной бумаги он использует клейкую ленту. Если печатать на обычном принтере, придётся использовать клейкую бумагу форматом А4, а затем вручную вырезать каждый ярлык.
Сканер штрихкодов
Обязательно понадобится, если вы работаете с маркированными товарами. Но лучше его иметь, даже если ваши изделия не относятся к категориям с обязательной маркировкой. Перед отправкой посылок на склад сканер поможет убедиться, что все штрих-коды сгенерированы верно, а ярлыки хорошо читаются. Это защитит от неприятностей при сдаче груза в логистический центр.
Маркировка
На внешний слой каждого изделия, короба или паллеты наклеивается этикетка. Она должна хорошо визуализироваться, не быть заклеенной скотчем или другим материалом. На этикетке размещают штрих-код и информацию о продукции:
- непродовольственной – сведения о производителе (страна, адрес, наименование фирмы), назначении, свойствах, правилах использования;
- продовольственной – название, сорт, состав, срок годности, пищевая ценность, масса, способ приготовления (для полуфабрикатов);
- категорий «Косметика» и «Парфюмерия» – название, назначение, сведения о производителе, идентификационные коды, сроки годности, химический состав, вес.
Для каждого конкретного вида товаров есть свои тербования, разработанные маркетплейсом. Они доступны в личном кабинете каждого селлера. Если исходная информация на иностранном языке, то необходимо сделать перевод на русский и разместить его рядом.
Если товар подлежит сертификации «Честный знак», то отметка об этом также должна присутствовать на этикетке.
Частые вопросы
Что будет, если не разместить этикетку или ярлык на упаковке?
Если работаете по схеме DBS, то ничего не будет. Вы сами упаковываете заказ и сами его доставляете. Если работаете по основным схемам (FBY и FBS), то посылку на склад просто не примут. Этикетки и ярлыки необходимы для распознавания груза, правильного хранения на складе.
Можно ли отправлять товар в заводской таре?
Можно. Но помните, что если содержимое посылки повредится, то оплачивать потери вам придётся из своего кармана. Иногда заводская тара полностью соответствует требованиям упаковки товаров Яндекс Маркета: короб серого цвета из плотного картона, в котором надёжно закреплён товар. В этом случае рисков нет. Если же тара не такая надёжная, лучше перестраховаться.
Обязательно ли снимать видеозапись сборки заказа?
Нет, не обязательно. Но это дополнительная мера безопасности в случае спора. Например, если покупатель заявит, что заказ укомплектован не полностью и каких-то аксессуаров не хватает.