Обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Вернуться назад

Подходит ли торговля на маркетплейсе для самозанятых?

Подходит ли торговля на маркетплейсе для самозанятых?

По статистике, около семидесяти процентов покупок россиян в интернете происходит с использованием маркетплейсов. Такая популярность неудивительна, ведь на подобных площадках можно найти буквально все, от соли до мебели, а выгодные условия доставки дают покупателю дополнительную уверенность. При этом, немногие задумываются, чем может быть полезен маркетплейс для самозанятых. А ведь такой ресурс является отличной возможностью для ведения бизнеса, особенно для тех, кто только начинает познавать себя как предпринимателя.

Что такое маркетплейсы?

что такое маркетплейсы

Если рассматривать принцип работы маркетплейса, то можно провести аналогию с рынком или более современным торговым центром. Под одной крышей размещается множество отдельных магазинов, представляющих каждый свой товар. Также ведутся дела и на маркетплейсе, где в рамках одного сайта представляют свои товары множество продавцов. Площадка предлагает услуги по размещению продукции на складах, организовывает доставку, регулирует платежные схемы, а продавец платит ей за это комиссию.

Если интернет-магазины можно примерно разделить, учитывая классификацию продаваемых товаров, то маркетплейсы являются в этом плане мультизадачными и чаще всего предлагают возможность реализации продукции абсолютно разных категорий. Тем не менее их можно разделить по принципу работы на несколько основных групп:

  • вертикальные, где реализуются товары одного типа, но от различных поставщиков, в качестве примера можно привести Emex – маркетплейс автозапчастей;
  • горизонтальные площадки реализуют продукцию разного типа, но с объединяющей характеристикой, а самый яркий отечественный пример – Ярмарка мастеров, где продаются разнообразные хенд-мейд изделия;
  • глобальные маркетплейсы, очевидно, специализируются на продажах абсолютно разных товарах от множества продавцов без какой-либо объединяющей составляющей и самые популярные в России и некоторых странах СНГ – Вайлдберриз и Озон.

Преимущества самозанятости

Налоговый режим на профдоход появился не так давно, если рассматривать его применение на всей территории России. В качестве пилотного проекта он функционировал поначалу только в нескольких регионах, где и оправдал свое введение. После этого его стали применять во многих городах и областях РФ.

преимущества самозанятых

Его суть несложно понять – человек производит физический товар либо оказывает услуги (исключение – посреднические), получая за это деньги. С нее он должен платить налог, а взамен имеет следующие преимущества:

  • государственные льготы;
  • ресурсы, которые позволяют конкурировать с малыми и крупными брендами.
  • доход с подтверждением легальности;
  • возможность роста и расширения.

Что маркетплейсы предлагают самозанятым?

После введения понятия самозанятого многие структуры стали подстраиваться под новые условия рынка, не остались в стороне и маркетплейсы. С 2019 года некоторые отечественные платформы готовы предложить самозанятым сотрудничество. А с 2020 года свои страницы предложил самозанятым и такой гигант торговли как Алиэкспресс. Сотрудничество с самозанятыми ведется, в целом, на тех же условиях, что и с любыми другими продавцами. Алгоритм следующий:

  1. Оценка качества предлагаемой продукции, для чего нужно доставить образцы в специализированный центр.
  2. Размещение продукции продавца на складах маркетплейса, если это необходимо.
  3. Размещение товаров в каталоге сайта. Карточки заполняет сам продавец через личный кабинет.
  4. Организация транспортировки со склада к покупателю.
  5. Принятие оплаты от покупателя.
  6. Отчисление выручки продавцу за вычетом комиссии.

как работать с маркетплейсами самозанятым
Стоит отметить, что основное отличие всех маркетплейсов в финансовом урегулировании вопросов. В некоторых ставка комиссии фиксированная, в некоторых плата взимается в зависимости от категории реализуемой продукции. Здесь самозанятому необходимо выбирать более выгодные для себя условия и тщательно изучать предложения платформ. Пользуясь услугами маркетплейса продавцу не нужно беспокоиться по поводу доставки, оплаты, хранения, и даже спорные вопросы, как правило, регулирует с покупателем сама платформа.

Какие товары может продавать самозанятый?

К товарам, которые могут реализовывать на торговых площадках самозанятые граждане предъявляется ряд условий, которые, в свою очередь, регулируются на государственном уровне. Перед тем, как заключить договор с маркетплейсом необходимо учесть несколько нюансов:

  • перепродажа товаров не допускается, самозанятый может реализовывать только то, что сделал сам;
  • если выручка предпринимателя превышает 2,4 миллиона, то он уже не может претендовать на НПД;
  • если предприниматель получил статус самозанятого, то он не имеет права нанимать третьих лиц, со всем придется справляться самостоятельно;
  • продукция, производимая и реализуемая самозанятым, не должна попадать под закон об обязательной маркировке.

Если же продавец, находящийся в статусе самозанятого, например, решил расширить производство и кроме простых предметов гардероба (платья, рубашки, толстовки) решил производить еще и кожаные куртки, то ему придется зарегистрировать ИП, поскольку изделия из натуральной кожи подлежат обязательной маркировке.

выгодно ли работать с маркетплейсами самозанятым

Что будет за нарушение условий торговли

Любое нарушение установленных государством правил торговли может привести к аннулированию статуса налогоплательщика НПД, что приведет к потери денег.

Документы, которые могут потребовать покупатели и представители Роспотребнадзора:

  1. Декларацию соответствия – оформителем является тот, кто будет производить и реализовывать товар в России, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении.
  2. Обязательную сертификацию. Например, для игрушек, упаковок и другой продукции.
  3. Отказное письмо. Речь идет об официальной бумаге, которая подтверждает отсутствие необходимости в оформлении разрешительной документации.
  4. Добровольную сертификацию – для увеличения конкурентоспособности товара и повышения доверия к продукции.

Налоговый режим

Если налоговая служба зафиксирует превышение дохода самозанятого сверх установленного лимита, то статус будет аннулирован автоматически задним числом, с момента образования излишка дохода, а не с момента обнаружения факта превышения. Все сделки, которые попадут в промежуток времени после аннулирования статуса не будут облагаться льготной налоговой ставкой.

Налоги

Если самозанятый, не имея статуса индивидуального предпринимателя после утраты права на НПД продолжал оказывать услуги, то налог обязано будет заплатить юридическое лицо, которому эти услуги оказывались.

страховые взносы и налоги самозанятых

Взносы

С момента аннулирования статуса самозанятый гражданин должен будет начислить страховые взносы, независимо от того обладает он статусом ИП или нет.

Отчетность

Если самозанятый вовремя сам проследил изменения своих доходов, то за всю прибыль, полученную сверх установленного лимита необходимо будет отчитаться. Для этого в налоговую подается декларация 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года. Также отчитаться перед налоговой необходимо и в других случаях аннулирования статуса самозанятого гражданина.

Комиссию нельзя вычесть из дохода

Как известно маркетплейсы зарабатывают на том, что размещают товары различных продавцов, взимая с них комиссию. Эту комиссию нельзя вычитать из дохода при подаче отчетности для расчета налога, как нельзя учитывать расходы на рекламу и доставку. Таким образом, необходимо указывать фактическую сумму полученного дохода до всех вычетов.

комиссии и налоги для самозанятых

Учитывая то, что многие самозанятые реализуют продукцию собственного производства и около четверти дохода направляют на процесс производства, организацию рекламных кампаний и доставку, то чистый доход может получиться очень скромным. В такой ситуации важно просчитать, будет ли выгодным сотрудничество с маркетплейсом и оплата его услуг.

Как выбрать маркетплейс?

Несмотря на различные финансовые и правовые особенности работа с маркетплейсами чаще всего выгодна для самозанятых. Площадки уже имеют «теплую» аудиторию, готовую к покупкам, что крайне выгодно «молодому» магазину, который еще не обрел узнаваемость и не успел обзавестись постоянными клиентами.

Торгуя на маркетплейсе продавец ежемесячно получает подробную аналитику, за счет которой может совершенствовать продукты и систему взаимодействия с аудиторией. Выбирать площадку для сотрудничества стоит внимательно, иначе велик риск потерять деньги и не получить желаемого эффекта – увеличения доходности бизнеса. Выбирая партнера стоит обращать внимание на следующие факторы:

  1. Целевая аудитория. Существуют площадки, которые работают ориентируясь на разных потребителей. Если портрет посетителя маркетплейса соответствует запросам продавца, то можно подумать о заключении договора.
  2. Финансовая сторона. Продавец, чтобы иметь возможность размещаться на торговой площадке, должен платить ей комиссию. В некоторых случаях она может достигать даже 70% от продажи в зависимости от категории и самой площадки. Этот момент необходимо внимательно изучить и выбрать наиболее подходящие условия.
  3. Частота выплат. Регуляцией всех финансовых вопросов занимается маркетплейс. Принимая оплату от покупателя система вычитает комиссию и после переводит средства продавцу. В зависимости от площадки, средства могут перечисляться каждый день, раз в неделю или месяц.
  4. Доставка. Еще один большой плюс практически всех маркетплейсов и причина, по которой с площадками так хотят работать начинающие предприниматели – налаженная логистическая система. Необходимо уточнить у потенциальных партнеров по каким принципам осуществляется доставка, ведь иногда самозанятому дешевле самому упаковать и доставить продукцию, чем оплачивать услугу дополнительно.

Как выбрать маркетплейс

Еще один не менее важный момент, который стоит учесть, выбирая маркетплейс для  сотрудничества – условия возврата товаров. Лучше отдать предпочтение той платформе, которая берет этот вопрос на себя, то есть примет у покупателя отказной товар и направит его продавцу.

Обзор популярных маркетплейсов

Маркетплейсов сегодня существует большое множество, но самых популярных в стране, о которых слышали практически все – это Озон и Вайлдберриз. Эти площадки работают уже достаточно давно, и в целом имеют схожий алгоритм работы. Тем не менее отличительные черты у них встречаются, о чем можно подробнее узнать в обзорном материале.

Ozon

маркетплейс озон для самозанятых

Ozon – одна из ведущих площадок электронной коммерции, которая может похвастаться высокими показателями посещений и гибкими условиями сотрудничества. Около 3,5 млн. пользователей ежедневно заходят на платформу, где размещено около 6 млн. наименований товаров. Чтобы покупатель имел возможность быстро и комфортно получить заказанную продукцию по все стране работают 15 тыс. пунктов выдачи и 9 тыс. постаматов в дополнение к ним. Товары продавцов хранятся на огромных круглосуточных складах, которых в общей сложности 9 по стране.

Продавец, помимо использования склада платформы, может хранить продукцию и в собственных помещениях, но в таком случае берет на себя работы по комплектации и упаковке заказа, передавая потом в службу доставки Озон. Комиссия маркетплейса за сотрудничество варьируется и зависит от категории реализуемого товара. Для сотрудничества самозанятого с маркетплейсом нужно зарегистрироваться, заполнить анкету и прикрепить необходимый пакет документов.

Wildberries

маркетплейс вайлдбериз для самозанятых

Wildberries можно назвать самым успешным маркетплейсом, который активно наращивает мощность и расширяет географию. Примерно 7 млн. пользователей ежедневно серфят по его страницам выбирая для себя товар среди тысяч и тысяч представленных наименований. Вайлдберриз располагает 10 складами по все стране, более 10 тыс. пунктами выдачи, расположенными не только в России, но и в других странах, например Беларуси, Казахстане, Киргизии, Армении.

Вайлдберриз, пожалуй, единственная площадка такого плана, которая показывает динамику снижения ставки для партнеров. Так, в 2019 году партнеры отчисляли 19% своего дохода, а на данный момент ставка составляет 15%. Чтобы начать сотрудничество с платформой необходимо также зарегистрироваться на сайте, заполнить анкету и прикрепить необходимый пакет документов. Простота регистрации и ведения бизнеса положительно сказываются на репутации платформы, поэтому обороты компании постоянно растут, как растет и география покрытия.

AliExpress

маркетплейс алиэкспресс для самозанятых

Самый глобальный гигант торговли в нише маркетплейсов – AliExpress. На площадке ежедневно бывает около 3 млн. посетителей. Несмотря на то, что площадку можно считать международной, огромная доля всех покупателей приходится именно на русскоязычное население. Отечественные поставщики могут заключать договор с маркетплейсом, но торговля ведется только внутри рынка, товары не доставляются за рубеж.

Алиэкспресс, пожалуй, наиболее привлекательный маркетплейс для самозанятых, поскольку имеет самые низкие проценты комиссии, которые не превышают 8% в зависимости от группы товаров. Тем не менее практически все логистические процессы остаются за поставщиком, то есть он сам хранит, упаковывает и отправляет свои товары, но использует для доставки партнерские службы платформы. Для того, чтобы начать работу с сервисом необходимо зарегистрироваться в качестве партнера и заполнить все требуемые данные.

Нужно ли все таки выходить самозанятому на маркетплейс?

У продажи товаров на маркетплейсах есть, как минусы, так и плюсы. Об этом можно долго говорить, но есть неоспоримые моменты:

  1. Интернет-площадки дают широкую аудитории лояльных покупателей.
  2. Предпринимателю доступна реализация продукции одновременно через несколько известных площадок.
  3. Статус ИП дает возможность сотрудничества с огромным числом маркетплейсов. Также можно заниматься перепродажей продукции и получать сертификаты.
  4. Маркетплейсы для самозанятых – Wildberries и AliExpress. Продавать могут товары собственного производства, но не могут реализовывать ту продукцию, которая подлежит обязательной сертификации и декларированию.
  5. Маркетплейсы предоставляют несколько схем логистики, позволяющих не иметь склады.
  6. На каждой платформе есть комиссия, напрямую зависящая от объема, продукции и участия в акциях.
Ваша заявка успешно отправлена!
Хорошо
ООО «Рэдрэдианс» +7 (495) 291-01-31 info@market-manager.ru
Россия 115191 Москва Малая Тульская 25