На «Озон» можно купить всё, что не запрещено законом: от продуктов питания, иголок и булавок до крупногабаритных изделий для спорта, отдыха, строительства, ремонта, бытовой техники. Работа с крупногабаритным товаром (КГТ) на «Озон», впрочем, как и на любой другой площадке, имеет множество особенностей. Есть свои правила упаковки, отгрузки, доставки. На логистику действуют свои тарифы. Однако по данным аналитиков спрос на подобную продукцию постоянно растёт. Это означает, что при правильной организации продажи этой категории товаров могут быть выгодным бизнесом.
Что считается КГТ?
Крупногабаритность определяется по трём основным параметрам:
- вес (25-160 кг);
- размер (180-250 см Х 220 см Х 80-120 см);
- объём.
Проще говоря, к КГТ будет отнесено любое изделие, у которого сумма сторон по длине, ширине и глубине превысит 150 см (вещь может быть как в упаковке, так и без неё).
Какие крупногабаритные товары наиболее востребованы на Ozon
- строительство и ремонт (стройоборудование, смеси, материалы, оборудование для вентиляции, водоснабжения и отопления);
- все виды мебели;
- спортинвентарь (лыжи, сноуборды, тренажёры, батуты);
- всё для активного отдыха (палатки, лодки);
- бытовая техника (холодильники, посудомоечные и стиральные машины, электропечи, духовки, вытяжки);
- товары для детей (коляски, кроватки, ванночки);
- всё для сада (уличные светильники, стремянки, баки для мусора, элементы садового декора).
Плюсы и минусы реализации крупных товаров
Плюсы:
- Низкая конкуренция. Продавцов, работающих с КГТ, гораздо меньше тех, что работают с мелкими товарами повседневного спроса. Это поднимает шансы попасть в ТОП маркета и выйти на стабильно высокую прибыль.
- Множество ниш. Селлер может подобрать перспективную нишу, которая пока не сильно занята. Например, заняться продажей садового оборудования или сантехники.
- Повышенная прибыль с каждой единицы продукции. У крупногабарита разница между себестоимостью и ценой реализации всегда выше, чем эти же показатели у мелкого товара, поэтому и маржа всегда высока.
Минусы:
- Доставка. Это самый сложный и дорогостоящий этап продажи. Поэтому начало торговли крупногабаритом всегда требует крупных вложений. Затраты будут ещё выше, если товар приходится заказывать за рубежом. Например, подобные изделия, купленные в Китае, привести можно только морским транспортом, услуги которого очень дороги.
- Хранение также проблематично, поскольку требует много места. Селлеру придётся самому позаботиться об аренде специальных помещений, поскольку на «Озоне» приспособленных складов нет.
- Фото. По правилам маркета каждое изделие должно быть снабжено качественной фотографией, чтобы покупатель мог рассмотреть все детали. Мелкие товары селлеры фотографируют самостоятельно. Однако сделать качественное фото крупной вещи любителю сложно. Поэтому если поставщик не вложил хорошее изображение своего товара, то селлеру придётся тратить дополнительные средства на приглашение профессионального фотографа.
Особенности работы с КГТ на маркетплейсе
Крупногабаритные изделия требуют особых условий упаковки, хранения, доставки. Все эти особенности надо продумывать до начала работы с товарами этой категории.
Логистика (как доставляется крупногабаритный товар на «Озон»)
Как уже упоминалось выше, «Озон» не хранит у себя на складах КГТ, поскольку там нет подходящих условий. Селлеру придётся либо самому заниматься транспортировкой заказа до клиента, либо заключать договоры с логистическими компаниями, которые возьмут на себя доставку до пункта выдачи (ПВ).
FBS
Такая схема сотрудничества предполагает, что товар хранится на складе продавца. Как только поступает заказ, предприниматель должен его укомплектовать, упаковать и доставить либо в логистический центр маркета, откуда товар будет доставлен конечному потребителю, либо в ПВ.
Продавец может отправлять товар в логистический центр курьером. На сборку посылки отводится 24 часа. Затем в установленное время от «Озон» прибывает курьер и забирает груз. При этом выезд курьера оплачивает продавец, он же должен обеспечить погрузку и выгрузку. Если груз имеет объём до 5 кубометров, его принимают около получаса, если от 5 до 10 кубометров – то 45 минут. Такая схема называется Pickup, она дорого обходится, при этом доступна немногим селлерам.
Другая схема (Drop-off) предполагает, что продавец хранит товар у себя, сам формирует посылки и доставляет их в пункт выдачи «Озон». При этом надо заранее уточнить, какой из них работает с крупногабаритом. Таких точек очень мало, что ограничивает возможности продавца, работающего по Drop-off.
RFBS
Работая по этой схеме, продавец все манипуляции с товаром берёт на себя: от комплектации до доставки потребителю в квартиру. Чаще всего эта схема работы финансово более выгодна, чем остальные.
Возвраты
Если покупка не соответствует допустимым параметрам объёма и веса, либо её не удаётся идентифицировать, покупатель вправе её вернуть, а платформа вернёт её продавцу в семидневный срок после уведомления об отказе от покупателя. Продавец вправе подать возражение, предоставив убедительные аргументы. На это у него есть 5 дней.
Принимая товар обратно, важно убедиться в том, что он не испорчен, упаковка цела, ярлыки, пломбы на месте.
Комиссия
Продавцы крупногабарита используют платформу «Озон» в качестве витрины. Они оплачивают маркетплейсу лишь комиссию и логистические расходы, если работают по FBS. Независимо от объёма продаж и размера партии, стоимость доставки одной единицы КГТ фиксированная и составляет 333 рубля.
В текущем году маркет снизил комиссионные ставки на большинство товарных категорий, это снизило коммерческие расходы. Например, ставка на мебель понижена на 9% и теперь составляет всего 8%, на стройматериалы – на 12% (теперь это тоже 8%). На 5 % снижены ставки на товары для детей, а также для сада и огорода. Теперь они составляют 5 и 10% соответственно.
Упаковка
Правильная упаковка – важное условие сотрудничества с маркетом. Все прописанные параметры необходимо чётко соблюдать, иначе платформа не будет с ними работать.
Так для крупногабарита предусмотрены следующие максимальные параметры:
- вес не более 160 кг;
- размеры упаковки – 250 см Х 220 см Х 120 см.
При упаковывании запрещается использовать скотч, обёрточную плёнку, пластиковые пакеты чёрного цвета: всё должно быть только белого.
Выступающие части предмета должны быть обёрнуты в пупырчатую пленку. Кресла, стулья, гладильные доски дополнительно следует упаковывать в сейф-пакеты, детские автокресла – в непрозрачную матовую стрейч-плёнку, коляски в такую же плёнку, но в три слоя. Мебель размещается в картонные коробки, в которых изнутри установлены защитные панели из вспененного полиуретана. Этикетка должна быть размещена на самом видном месте.
Как продавать крупногабаритный товар на «Озон» с прибылью
Как можно было убедиться, работа с крупногабаритом – дело затратное. Больших расходов требует логистика, хранение. Тем не менее к этому виду торговли стоит присмотреться, поискать перспективные ниши, продумать бизнес-план. Для этого можно воспользоваться аналитическими сервисам платформы.
Начиная искать нишу, изучите динамику запросов за последние полгода на Google Trends или «Яндекс.Вордстат», чтобы выяснить, какие изделия пользуются наибольшим спросом. Ниша имеет невысокую конкуренцию, проанализируйте информацию о количестве продаж на таких сервисах, как Moneyplace, MPStats, Seller.Whisla, Shopstat.
Все крупные маркетплейсы публикуют товарные позиции, являющиеся хитами продаж. Эту информацию также следует проанализировать: так вы узнаете, на что спрос растёт, падает или держится стабильно высоким.
Кроме этого, рекомендуется изучать отраслевую статистику, аналитику, отчёты. Вся эта информация есть в свободном доступе.
Торговля крупногабаритным товаром на «Озон»– это бизнес не быстрый, а, скорее, на перспективу. Он потребует длительной подготовки по подбору ниши, понадобится достаточный стартовый капитал, на первых порах не избежать сложностей с логистикой. Однако если всё продумать, со временем можно выйти на стабильный и немалый доход, поскольку, как уже говорилось выше, спрос на крупногабарит на маркетах постоянно растёт.