Яндекс.Маркет не только привлекает клиентов, но и может работать с ассортиментом – в полной мере или частично. Когда вы становитесь партнером площадки, она предлагает выбрать оптимальную вариант работы из трех возможных. От нее зависит, какие услуги будет оказывать маркетплейс. В этой статье рассмотрим особенности модели FBS на Яндекс.Маркет.
О FBS
«Фулфилмент продавца» – это вариант сотрудничества с онлайн-платформой, когда селлер хранит продукцию на своем складе, а доставку поручает маркету. Отправкой клиенту занимается также маркетплейс. Покупатель может забрать его в ПВЗ или у курьера.
Рабочий процесс достаточно прост: вы, как продавец, занимаетесь сбором и упаковкой, а затем отвозите маркетплейсу или передаете в присланное им авто.
Есть два важных требования:
- передачу готовых покупок необходимо осуществлять минимум за 5 дней в неделю;
- передача маркетплейсу данных об остатках должна быть регулярной.
FBS Express является разновидностью модели и означает быструю доставку клиенту за 2 часа. При этом сбор должен занимать не более тридцати минут, после чего отправиться к курьеру/водителю от площадки.
Условия сотрудничества по ФБС на Яндекс.Маркет:
- Количество ежедневной обработки – минимум 10 заказов;
- Товары не должны превышать установленные площадкой размеры и вес;
- Нельзя продавать некоторые категории, например, продукты, которые быстро портятся.
- График работы вашего склада – от 5-ти дней в неделю.
- Наличие возможности отгрузки продукции на следующий день.
Кому подойдет
Для какой продукции подойдет
- С низким оборотом. Если хранить товар на складе площадки дольше оговоренного срока, появятся начисления комиссии. Если спрос на покупки слишком маленький, то лучше хранить на своем складе – тогда не придется постоянно подсчитывать срок бесплатного хранения, который может отличаться.
- Дорогой, хрупкий. Если сомневаетесь в силах маркета, храните у себя.
- Не принятые на склад маркета – от крупногабаритных, различных веществ до комнатных растений.
- Тестовые. Если вы только начинаете сотрудничать с площадкой и планируете протестировать спрос, тогда FBS подойдет идеально, хотя бы на первое время.
- Продаваемые по дропшиппингу. В некоторых случаях можно забирать продукцию со склада поставщика. В этой ситуации работа на FBY просто невозможна. Но стоит учитывать, что всегда должна быть возможность приступить к отгрузке в течение суток.
Для каких магазинов подойдет
- При отсутствии возможности заморозки остаточных позиций под торговлю на маркете. Это случается, когда склад для онлайн и офлайн бизнеса один и тот же и его не получается разделить.
- При обработке заказов из сторонних каналов продаж. В этом случае самостоятельная обработка может быть выгоднее в сравнении с платой за обработку со стороны площадки.
Тарифы
Стоимость доставки
Комиссия состоит из:
- Приема покупок в центре сортировки: для простой и крупногабаритной продукции тариф единый: 10 рублей – в центре, 25 рублей – в ПВЗ.
- Перемещения из одного федерального округа в другой – в зависимости от чека позиции, расстояния перевозки, расчетного веса. Действующие тарифы указаны на сайте маркета.
- Последней мили – доставки при FBS до пунктов Яндекс. Маркета или курьерской службой до двери: стандартные – 5% от чека, но от 60 до 350 рублей, крупные, тяжелые позиции – 400 рублей за единицу.
% за продажу
Плата за размещение в каталоге онлайн-платформы будет зависеть от категории. Например, за одежду нужно платить 8%, а за книги – 15%. Сумму будут списывать только по факту продажи. При размещении без продаж комиссия начисляться не будет.
Оплата и перевод средств магазину
Яндекс.Маркет взимает 1% за прием платежа от заказчика, а также комиссию за перевод денежных средств. Последняя будет зависеть от частоты выплат:
- ежемесячно – 1%;
- каждые 14 дней – 1,3%;
- каждые 7 дней – 1,8%;
- каждый день – 2,2%.
Как подключиться
Регистрация на маркете
Если у вас нет учетки, тогда зайдите на сайт маркетплейса и криклине на «Стать продавцом». После появится форма, куда необходимо ввести свои данные: город, ассортимент, главная категория. Затем кликните на «Зарегистрироваться».
Регистрация имени и сайта
Здесь все достаточно просто: ваша главная задача придумать уникальное имя, название. При этом также не забудьте ознакомиться с договором.
Выбор варианта сотрудничества
Под каждой рабочей моделью прописаны действующие тарифы, условия. В дальнейшем выбор нельзя будет поменять на другой, поэтому хорошо ознакомьтесь с информацией и только потом выбирайте.
Выбор частоты выплат и подписание договора
Этот пункт относится к тем, кто только регистрирует свой онлайн-бизнес. Достаточно кликнуть на «Составить заявление». Если вы второй раз регистрируетесь, то частота выплат останется такой же, как в первом соглашении.
Заполнение онлайн-формы
На этом этапе внесите:
- Юридическую информацию. Речь идет о ИНН, почтовом адресе и адресе регистрации.
- Сведения о заявителе: ФИО, должность, контакты, документ, который подтверждает право подписи.
- Реквизиты банка для поступления средств.
- Сведения о системе налогообложения и ставке НДС (если платите).
- Контактные данные сотрудника, который отвечает за отчетную документацию, а также взаимодействует с заказчиками по возвратам.
- График работы.
- Лицензия для продажи определенных единиц.
В течение 2-х дней ваше заявление рассмотрят и дадут ответ.
Загрузка продукции
В режиме ожидания ответа можно загрузить товарные позиции. Для этого воспользуйтесь удобным способом из предложенных:
- Файл-Excel с Ozon или WB.
- YML- или Excel-шаблон Я.М.
- Вручную в ЛК.
Подписание договора и настройка логистики
Подписав договор, определите, какой вам подойдет центр сортировки или ПВЗ. Также стоит установить рабочий график.
Как обработать заказы
Подтверждение покупки
При работе в ЛК, платформа сверяет данные остатков, поэтому подтверждение будет автоматическим. Ваша задача – пропустить этот шаг. При обработке по API подтверждаете покупку сами.
Сбор и упаковка
Несколько условий:
- При хранении в заводском коробе нужно упаковать в стрейч-пленку, с клейкой лентой, в мягкой упаковке – в гофрокороб.
- Небольшую продукцию нужно поместить в бумажный пакет, а крупную – в гофрокороб. В обоих вариантах используйте клейкую ленту. Если позиций несколько, их также следует поместить в гофрокороб, подкладывая крафт-бумагу. Это позволит избежать повреждений во время транспортировки.
- Весогабаритные показатели не должны быть более 300 × 242 × 245 см, 100 кг (200 килограмм для объемного веса).
Отправка данных о грузовых местах, маркировка
По шаблону промаркируйте готовые заказы. Печать этикеток возможна из ЛК. Для этого достаточно ввести данные для каждого грузового места. С 30 мая прошлого года размер этикеток – 125х75 мм.
После подготовки заказов, их нужно передать. Сделать это можно одним из следующих способов:
- Доставить в центр сортировки и передать в соответствии с Актами, распечатанными в ЛК.
- Доставить в ближайший ПВЗ.
- Заказать услуги курьерской службы.
Когда отдадите заказы, не забудьте поменять их статус на «Готов к отгрузке».
Подготовка актов приема-передачи
Скачивание актов доступно в день отгрузки в ЛК в категории «Логистика».
При отсутствии заказов в перечне стоит проверить их статус. Скачивание этикетки и акта доступно в статусе «Готов к отгрузке». Распечатать акты лучше в 3-х экземплярах. Не забудьте проставить печать и подпись. При работе без печати должна стоять отметка «б/п».
Отгрузка
Есть всего 2 способа отгрузки на Яндекс.Маркет: доставка в центр сортировки и ПВЗ. Первые расположены в крупных российских городах, для вторых действуют определенные требования. Например, у вас не примут товар более 20 кг, а также, если сумма длин сторон его упаковки более 150 см. Сдать товар можно только с 10 до 14.
Загрузка должна занимать один рабочий день со дня получения. Но, после какого-то времени происходит перенос на день позже. Время передачи можно настроить в ЛК – «Логистика»/«Склады».
При работе магазине на Shop-Script Webasyst доступна автоматизация обработки.
Обновление остатков
Если остатки не обновлять вовремя, то можно столкнуться с проблемой отмены заказов из-за отсутствия позиций в наличие. По итогу вы получаете снижение индекса качества своего магазина. При повторении таких моментов магазин заблокируют.
Способы передачи остатков:
- вручную в ЛК;
- авто, используя YML файл – право устанавливать частоту передачи есть только у маркетплейса.
- авто по API – у магазина есть право самостоятельно настраивать частоту обновления.
Отслеживание остатков и их обновление должно быть постоянным. В системе онлайн-платформы этот процесс занимает до 15 минут.
Когда ассортимент заканчивается, вводите ноль. Если этого не сделать, изменения не произойдут.
Размер остатков обеспечивает торговлю в течение нескольких часов. Если этого не произошло, товар стоит скрыть с витрины или пополнить на складе.
Что учесть при выборе
Выбирая модель сотрудничества, учитывайте специфику процессов магазина в целом.
Для наглядности кратко опишем схемы помимо FBS:
- DBS – доставка за счет селлера. Задача маркета – передать посылку партнеру на обработку, отгрузку.
- FBY – селлер передает товар на склад компании, а после оплаты служба маркета упаковывает и доставляет.
- FBY+ – упаковкой и доставкой занимаются представители маркетплейса. Задача магазина – привозить товар на склад последнего.
Как сочетать варианты сотрудничества
В работе можно использовать сразу несколько моделей. Например, Яндекс.Маркет позволяет совмещать FBS с FBS-экспресс или DBS. Это особенно актуально для ценных и дорогостоящих позиций. Для тестирования новинок лучше использовать FBS/DBS, а для работы с проверенными – FBY.