Вернуться назад

Как правильно вести бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами?

Как правильно вести бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами?

Бухгалтерский учет на маркетплейсах имеет свои особенности. Его можно вести самому, а можно обратиться за помощью в штатному бухгалтеру. Если с последним все понятно, то рассмотрим общие моменты и онлайн-сервисы, которые помогут в самостоятельном ведении.

Договорные соглашения при сотрудничестве с маркетплейсами

Сотрудничество любой виртуальной торговой площадки и продавца основано на подписании соглашения или оферты. В этом документе прописываются все нюансы совместной работы, права и обязанности обеих сторон, другие условия. Каждый маркет разрабатывает свои правила, которые в деталях отличаются друг от друга. Но есть и ряд системных положений, которые присутствуют в каждой оферте, без них площадка не сможет функционировать.

К ним относятся условия:

  • ценообразования (подробно описываются правила участия в скидочных акциях, выплаты бонусов покупателям и т. п.);
  • доставки заказов;
  • взаимодействие со складами платформы;
  • расчетов с поставщиками и платформой;
  • штрафов, за нарушения (их перечень также описан в подробностях).

Какую систему налогообложения можно применять при торговле через маркетплейс

Налогообложение для работы с маркетплейсами

Виртуальные торговые площадки работают с ООО, ИП, а также самозанятыми гражданами. Но для каждой из этих категорий прописаны чёткие и строгие условия сотрудничества. Их цель – соответствие налоговому законодательству РФ.

По правилам всех маркетов самозанятые вправе продавать только то, что произвели сами. Перепродажа чужой продукции для них под запретом. Товар, произведённый самозанятым предпринимателем, не попадает под акциз или маркировку, в отличие от чужой продукции. Если торговать не своими изделиями, то придётся платить налог на профессиональный доход и НДФЛ в размере 13%. То же самое касается ИП, работающих по НПД.

Индивидуалы, работающие по патенту, вообще не могут работать через маркетплейс: торговля через виртуальную платформу не попадает под понятие розничной торговли, для которой и применяют ПСН.

Наиболее широкие предпринимательские возможности открываются для ООО. Зарегистрированы компании могут выбирать любую форму налогообложения:

  • ОСНО (общую);
  • УСН (упрощённую с вариантами выплаты налогов с доходов или разницы между расходами и доходами);
  • ЕСХН.

Бухучёт при работе на маркете

Сотрудничая с маркетами, ООО обязаны вести бухучёт. ИП вправе этого не делать, но многие предпочитают его всё-таки вести, поскольку наличие финансовой документации – это подспорье в планировании бизнеса: благодаря ей легко увидеть, где можно сократить расходы и сэкономить, а куда, напротив, выгоднее вкладывать больше средств. В случае экстренных ситуаций, споров с покупателями или самой платформой легче доказывать свою позицию, имея на руках бухгалтерские документы, не говоря уже о том, если дело дойдёт до суда. Впрочем, ИП может сам не вести бухгалтерию, а использовать бухучёт в отношении своей деятельности, который ведёт сама платформа.

Принципы ведения бухгалтерского учёта для ООО и ИП абсолютно одинаковы. Между сторонами изначально заключается договор, в котором маркет выступает в качестве принципала, а продавец становится агентом. Продавец обязуется вести бухгалтерию, что подразумевает, что он будет использовать стандартную систему проводок.
Как правильно вести бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами?

Операции покупки товаров на маркетплейсах отражаются так же, как и покупки у прочих поставщиков.

Всегда ли требуется кассовый чек при покупках на маркетплейсе

Покупателями могут быть и физические и юридические лица. Вопрос о наличии чека особенно важен для второй категории лиц, поскольку все покупки юрлиц обязательно проводятся через бухгалтерию компании. Физическое лицо может чек брать или не брать, но этот вид платёжного документа может пригодится в нескольких случаях, например, если полученный товар окажется бракованным и покупатель захочет вернуть деньги, а изделие вернуть продавцу. Поэтому для физ. лиц необходимость получения чека также актуальна.

При сотрудничестве продавца с платформой происходит несколько расчётов:

  • продажа товара конечному покупателю;
  • перечисление денег от агента продавцу или наоборот (агентское вознаграждение);
  • взаимозачёт по обоюдным требованиям.

Расчёты, проводимые на безналичной основе, применения онлайн-кассы не требуют, поэтому для последних двух примеров чек не нужен. Но он обязательно должен присутствовать при продаже товара конечному покупателю.

  • в любом случае, если покупатель — физическое лицо;
  • если расчеты происходят наличными в случае, когда покупатель — юрлицо.

Конечный покупатель переводит деньги не продавцу (агенту), а маркетплейсу, не являющемуся платёжным агентом, но обязанным в данном случае применять онлайн-кассу. На чеке обычно присутствует наименование маркета и реквизиты продавца.

Учёт работы через маркетплейс в целях ОСНО

Договор ОСНО

При применении ОСНО необходимо уплачивать налог на прибыль (для ИП — НДФЛ) и НДС.

Никаких особых условий для выплат при работе через виртуальную платформу не существует. Надо просто наладить своевременное получение отчётности от агентов, чтобы вовремя отражать выручку для исчисления налога. Удобнее всего делать это один раз в конце месяца. Налог на доход и НДС начисляются на дату реализации товара, которую агент должен всегда отражать в своём отчёте. Если был перечислен аванс, то на эту дату также надо отразить НДС.

НДС

При продаже товаров начисляется НДС. К вычету можно принять НДС:

  • оплаченный поставщику при закупке проданного товара;
  • с агентского вознаграждения.

Рассмотрим на примере:

Как правильно вести бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами?

Налог на прибыль (НДФЛ)

Начисляется также по стандартной схеме без каких либо особенностей, учитывающих торговлю через маркет.

Для расчёта воспользуемся данными из предыдущего примера:

Как правильно вести бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами?

Как вести учёт для тех, кто работает через маркетплейс по УСН

Главная отличительная особенность – налог считают кассовым методом. Это значит, что налог рассчитывают на момент поступления денег в кассу организации или на её расчётный счёт. Дата поступления дохода – это дата поступления денег на счёт селлера.

Доход – это полная сумма, полученная селлером от заказчика. Она отражается в отчёте агента.

Упрощенцы на 6% «доходы» исчисляют налог именно с этой общей суммы. Упрощенцы на 15% «доходы минус расходы» могут уменьшить налоговую базу на расход в виде агентского вознаграждения.

Пример:

Как правильно вести бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами?

Особенности учёта товаров на маркетплейсах

  1. Не достаточно проставить артикул. Для полноценного учёта товар должен сопровождаться описанием и изображением. При этом и к картинке, и к описанию есть требования, которые надо соблюдать, иначе модератор их забракует.
  2. Ведение учёта товаров рекомендуется делать через личный кабинет (ЛК), который маркет предоставляет каждому селлеру в момент регистрации. Алгоритмы работы ЛК на каждой платформе свои. Каждый из них имеет и достоинства, и недостатки, но в целом вести учёт по предложенным схемам с целым рядом инструментов удобнее.
  3. Картинки и описания селлер загружает самостоятельно. Перед попаданием на витрину каждая карточка проходит модерацию. При любом несоответствии требованиям платформы её вернут на доработку. Чтобы не тратить лишнее время, лучше изначально изучить правила и строго их соблюдать.
  4. Если товарная номенклатура слишком велика, удобнее совместить ЛК с программой бухгалтерского и складского учёта. Возможности для интеграции имеются на каждом маркетплейсе. Никто не запрещает разработать собственную интеграцию, но при наличии существующих, это выглядит нерентабельно (потребуется программист, а потом он же должен будет курировать свою разработку, устранять сбои, поломки и пр., за что придётся платить немалые деньги).

Существует несколько хорошо зарекомендовавших себя систем учёта товаров для маркетов. Ниже подробно разобраны наиболее популярные из них.

Программы товарного учета через маркетплейсы

В каждой из перечисленных модулей можно формировать акты отгрузки, переносить товар на 45-й счет, оформлять заявки на возврат и контролировать остатки. Но это далеко не все возможности.

1С:Бухгалтерия

1С:Бухгалтерия

1C позволяет следить за всеми товарными операциями, подготавливать счета-фактуры. Также в ней действует расширение, которое позволяет «связать» себя с ЛК маркетплейса по API. Благодаря расширению также можно изменять стоимость, получать данные по остаткам и т.д.

Как действовать:

  1. Укажите поставщика и создайте договоры на торговлю, услуги курьера и хранение.
  2. Создайте накладную на реализацию.
  3. Получите от маркета уведомление с количеством отгруженных изделий и сформируйте в 1C документ.
  4. Укажите в нем агента, проверьте наличие 76 счета, комиссионную суммы, порядка учета расходов, регистрации счета-фактуры.
  5. Перенесите данные из отчета о числе проданных единиц (некоторые поля заполнятся автоматически).
  6. Если имеются возвраты, отметьте этот факт в документе.

Чек зависит от выбранной версии: базовая – 5400, ПРОФ – 16 800-33 900 рублей (влияет число пользователей).

«Моё дело»

Моё дело

Инструмент помогает:

  • вести бухгалтерию по агентской схеме;
  • распознавать отчеты лиц,выполняющих торговые поручения;
  • списывать продукции на основании отчета платформы.

Как вести:

  1. Введите ИНН в разделе «Комиссионеры». Программа сама все оформит.
  2. Создайте УПД.
  3. После продажи скачайте документ и загрузите в раздел «Мое дело».
  4. Когда вам перечислят деньги, будет отмечено, что средства получены и появится банковская выписка.

Для самостоятельной работы подойдет базовый вариант – от 833 рублей ежемесячно, для работы специалиста– от 2900.

Контур.Эльба

Контур ЭльбаВозможности Эльбы:

  • бухгалтерия комиссионных перечислений;
  • обмен электронной документацией (исключением является отчетность о продажах – загружается вручную).

Эта система не требует добавления контрагента заранее. Во время создания акта укажите ИНН и наименование маркета. Остальные реквизиты программа заполнит сама, а также создаст склад комиссионера с отгруженными единицами.

Также в онлайн-бухгалтерии доступны несколько способов отражения поступлений и списаний:

  • вручную по операции;
  • с помощью импорта выписки из банка;
  • за счет интеграции с банком – автоматические операции.

Для ИП подходит бизнес-тариф от 1500 рублей в месяц, а для юридических лиц премиум-тариф – от 2000.

Точка

Как правильно вести бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами?

С помощью Точки можно считать поступившие деньги, готовить платежки на оплату. Процесс автоматический, но загрузка данные самостоятельная, так как сервис не интегрирован с маркетплейсом. Также сотрудники могут помочь в выборе оптимальной схемы сотрудничества с маркетплейсом, оформлении продающих карточек и проконсультировать.

Чтобы вести бухгалтерию, достаточно загружать отчетность с маркетплейса раз в 7 дней, а сервис сам будет считать доходы. Такая опция пока доступна только для Wildberries

Базовая версия на УСН при 6% входит в тариф РКО и действует бесплатно.

Бизнесмены могут получать помощь бухгалтера – такой вариант выходит от 250 рублей в месяц.

«Мой Склад»

Мой склад

С помощью модуля МойСклад вы сможете принимать, а также обрабатывать заказы сразу с нескольких интернет-магазинов в едином окне. Если вы внесете изменение в прайс, то сервис автоматически изменит цену. Также он подсчитывает остатки, осуществляет сбор статистических данных и выводит аналитику.

Ключевые функции:

  • автоматическая выгрузка на маркетплейсы;
  • обработка заказов (по FBS);
  • подготовка поставок (по FBO);
  • расширенная аналитика.

Процесс:

  1. При отгрузке укажите, что маркет является посредником, а затем внесите ИНН. Остальные данные заполняются автоматически.
  2. Сформируйте договор с указанием стоимости, скидок.
  3. Когда продукция попадет на склад, следите, какое количество продано и возвращено.
  4. На регулярной основе загружайте в сервис информацию из ЛК.

Цена сервиса зависит от числа работников и точек продаж: для бизнесменов, которые работают в одиночку подойдет бесплатная версия. Но тогда ему будет не доступно подключение интернет-магазина, а число допустимого товара – максимум 1000 шт.

Для юрлиц действует тариф «Проф» – от 2465 рублей в месяц.

Какой вариант лучше?

Выбирайте программу, полагаясь на особенности работы и размеры своего бизнеса:

  1. 1С – проверенный вариант, но подойдет крупным компаниям с бухгалтером и системным администратором.
  2. Контур.Эльбе и Точка – идеально подойдут для небольших бизнесменов.
  3. «МойСклад» и «Мое дело» – вариант для тех, кто ищет комплексное решение: одновременное ведение учета товаров и бухгалтерского учета продаж на маркетплейсе. Актуален для ИП и ООО независимо от выбора системы оплаты налогов.

Обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Ваша заявка успешно отправлена!
Хорошо
ООО «Рэдрэдианс» +7 (495) 291-01-31 info@market-manager.ru
Россия 115191 Москва Большая Тульская 10с38