Обратный звонок

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных

Вернуться назад

Как вести учет продаж при работе с маркетплейсами?

Как вести учет продаж при работе с маркетплейсами?

Если раньше продавец или производитель товаров имел возможность реализовывать свою продукцию в территориально ограниченных условиях, то с приходом интернета в жизнь человека все кардинально изменилось. Теперь продажи ведутся при помощи всемирной паутины, а заказы доставляются в любую точку мира. Тем не менее, даже если торговля ведется через маркетплейс, бухгалтерский учет никто не отменял и все также продавцы обязаны строго контролировать оборот денежных средств и продукции. В чем заключается особенность такой бухгалтерии разберемся далее в статье.

Что такое маркетплейс

Маркетплейс – это площадка, которая объединяет продавцов разнообразных товаров для удобства покупателя. Можно считать, что это своеобразный рынок, под «крышей» которого любой желающий может приобрести от заколки до крупной бытовой техники. В России в подобном формате работают несколько платформ и самые популярные из них Wildberries и Ozon. Среди зарубежных аналогов можно выделить Aliexpress и eBay. Со стороны потребителя такой формат торговли крайне удобен, поскольку позволяет фактически приобрести все желаемое, включая продукты питания, даже не выходя из дома.

Для партнеров в таком сотрудничестве также множество плюсов, поскольку многие продавцы не имеют собственного сайта, а маркетплейс дает возможность расширить географию продаж и увеличить свою прибыль. При этом продавцу не нужно налаживать логистическую сеть, заботится о многих других организационных моментах, поскольку все это делает за него маркетплейс.

Что такое маркетплейс

Плюсы и минусы работы через маркетплейсы

Потенциальным партнерам будет не лишним более подробно изучить преимущества и недостатки сотрудничества с крупными мультимаркетами. Так, например, среди основных плюсов можно отметить:

  1. Расширение географии продаж. За счет того, что площадка уже популярна и имеет тысячи уникальных пользователей со всей страны и не только, продавец получает возможность увеличить свою прибыль практически без затрат на рекламу и продвижение своей продукции.
  2. Экономия на организационных вопросах. Если продавец не имеет собственного сайта, а также склада, развитой логистической сети и прочих важных, для подобного вида торговли, составляющих, он все равно может продавать в другие города используя инфраструктуру и функции маркетплейса.
  3. Комфортная и понятная аналитика. При сотрудничестве с маркетплейсом нет необходимости дополнительно платить аналитикам, которые будут изучать поведение потребителя и его реакцию на продукцию. Маркетплейс автоматически предоставляет полный отчет, который поможет анализировать сильные и слабые стороны продаж.

Безусловно, это не все преимущества, но самые весомые из них. Что же касается отрицательных моментов, то и здесь без них не обошлось. Можно отметить следующие минусы:

  1. Загруженность площадки и конкуренция. Учитывая широкую популярность маркетплейсов очень многие предприниматели желают сотрудничать с ними. Учитывая этот фактор, продавцам популярных товаров может быть сложно конкурировать друг с другом.
  2. Комиссия. Очевидно, что маркетплейс предлагает свои услуги продавцам не по доброте душевной, а за денежное вознаграждение, то есть взимает комиссию с продаж. Также продавцом отдельно могут оплачиваться и другие услуги, такие как упаковка товара, хранение на складе и прочее. В зависимости от площадки расценки могут меняться и иногда продавцам бывает просто не выгодно продавать свои товары таким образом, поскольку сумма комиссии иногда может превышать стоимость самого товара в разы.
  3. Продавец должен подчиняться условиям работы площадки, в том числе и ее ценовой политике. Некоторые площадки часто устраивают собственные акции и прописывают в договоре обязанность партнеров в участии, то есть если желания снижать стоимость товара у продавца нет, он обязан будет сделать это согласно условиям договора. Но даже если текст договора не подразумевает такого обязательства многие платформы просто перестают показывать покупателю товары без скидки, чем вынуждают своих партнеров снижать стоимость товаров.
  4. Типовой договор без возможности внесения изменений. Сотрудничать с площадкой можно только на ее условиях и никак иначе. Продавцу предлагается типовой договор и только ему решать, желает он присоединиться к прописанным в нем условиям или нет. Таким образом, партнер попадает в полную зависимость от маркетплейса, который по сути диктует ему условия работы. При любом невыполнении продавец может быть наказан или даже заблокирован на площадке.

Какие системы налогообложения подходят для торговли через маркетплейс

системы налогообложения для работы с маркетплейсами

Для торговли на маркетплейсах походит общая или упрощенная система налогообложения. Нельзя торговать по патентной системе, поскольку интернет-торговля не относится к розничной в целях применения, о чем сказано в пп. 1 п. 3 ст. 346.43 налогового кодекса.

Некоторые маркетплейсы с недавнего времени также сотрудничают с самозанятыми гражданами. Однако главным условиям является торговля самозанятого исключительно товарами собственного производства. Он не имеет право брать на реализацию товары других производителей, для этого уже необходимо открывать ИП. Также самозанятым считается гражданин до тех пор, пока сумма его дохода не превышает определенной суммы в год.

Документооборот при торговле через маркетплейс

Документооборот при торговле через маркетплейс

Взаимодействие между продавцом и покупателем на таких гигантах торговли как Ozon и Wildberries происходит исключительно через систему электронного документооборота (ЭДО). При этом Озон обращается к услугам посредников, а Вайлдберриз с прошлого года запустил собственную партнерскую платформу. Там продавцы размещают данные о товарных позициях и осуществляют документальную отчетность. Весь процесс организован по следующему принципу:

  1. Продавец, используя функционал своей личной страницы на сайте магазина, формирует накладную на отгруженную партию продукции и направляет ее в места хранения.
  2. В течение трех дней с момента подтверждения прибытия партии, сотрудниками склада маркетплейса, продавцу по тому же принцу направляется акт приемки продукции.
  3. Еженедельно портал отчитывается перед продавцом о продажах, через отправку электронного отчета также в личный кабинет на сайте.

По какому договору работают маркетплейсы

Основная масса мультимаркетов сотрудничает с партнерами на основании агентского контракта. Такой тип сотрудничества подразумевает выполнение тех или иных манипуляций, имеющих юридическую силу, за некоторое денежное вознаграждение. Действующие лица договора – маркетплейс, или, непосредственно, агент и продавец, или принципал.

В перечень осуществляемых за вознаграждение действий включено:

  • реклама товаров продавца;
  • организация хранения на складе;
  • прием денежных средств от покупателя;
  • организация доставки товара;
  • возврат товара.

За осуществление этих операций, которые в ином случае являются обязанность организатора бизнеса, то есть продавца, и уплачивается вознаграждение торговой площадке. В условиях контракта также прописывается в каком именно ключе сотрудничают стороны – торговля ведется от имени продавца или от имени платформы.
Договор ОСНО

Как отражать в бухучете расчеты по агентскому договору

Независимо от того, какой принцип сотрудничества будет регламентироваться контрактом, реализация товара выполняется самим продавцом. Мультимаркет выступает посредником, оказывая пособнические услуги. Учитывая этот факт отличия в продажах будут выражаться в том, что после поступления продукции на хранение и до того, пока ее не продадут себестоимость товара необходимо отмечать в категории 45 «товары отгруженные».
Для наглядности возьмем за основу применение обеими сторонами договора ОСНО. Предположим, что розничная стоимость единицы составляет 240 рублей вместе с налогом, его себестоимость 100 рублей, а комиссия маркета составляет 10%.

Далее движение будет такое:

движение денежных средств на маркетплейсех

Чтобы рассчитываться с платформой целесообразно использовать счет 76. Для удобства многие специалисты рекомендуют открывать субсчета, чаще всего это 76.1 и 76.2 которые отражают расчет с магазином за продукцию и по вознаграждению  соответственно. В последующем записи изменятся с учетом этих субсчетов, а также зависимо от того как происходит начисление комиссии агенту – непосредственно после оплаты или после отправки средств партнеру.

Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при ОСНО

Если юридическое лицо применяет для ведения отчетности ОСНО, то доход в таком случае облагается налогом на прибыль. На предпринимателя использующего основную систему также накладывается обязательство по уплате НДФЛ, а бизнесмены, использующие ОСНО, платят НДС независимо от организационно-правовой формы.

В качестве примера предположим, что организация, использующая основную систему закупила продукцию стоимостью 120 р. вместе с НДС за единицу, а в последующем продала его на маркетплейсе с наценкой 100%, то есть за 240 р. с налогом. С этой суммы мультимаркет начислил себе вознаграждение 10%. С реализации начисляется НДС 40 р., а НДС к возмещению со стоимости закупа составит 20 р. соответственно. НДС к возмещению комиссии маркетплейса составит 4 рубля, а НДС к уплате по сделке 16 рублей.

Чтобы рассчитать налог на прибыль по этой сделке, необходимо узнать на какую сумму в итоге он будет накладываться. Все показатели берутся без НДС, а в нашем случае принцип расчет будет следующий:

принцип расчета налога на прибыль на маркетплейсах

Таким образом основой для вычисления объема налога на прибыль является сумма в 80 р. 20% от нее составит 16 рублей. Следовательно, общая налоговая нагрузка по сделке составит 32 р.

Индивидуальные предприниматели производят расчет по тому же принципу, но 20% налога на прибыль заменяется НДФЛ 13% и налоговая нагрузка, за счет этого, будет ниже.

Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами при УСН

Налоговый учёт расчётов с маркетплейсами

При использовании упрощенной системы учет производится кассовым методом, то есть в момент поступления денег или их списания со счета. При такой системе налогового учета часто допускается ошибка, связанная с неверной интерпретацией суммы дохода. Если площадка удерживает комиссию сразу с поступивших от покупателя средств бухгалтер может указывать в отчете именно эту сумму, но так делать нельзя.

Дело в том, что доход продавца поступает от покупателя непосредственно, а не от маркетплейса. Поэтому при упрощенной системе налогообложения учитывать необходимо фактическую сумму выручки за товар, поступившую от покупателя еще до вычета комиссии маркетплейса. В нашем случае это 240 рублей, и налог (6%) с этой суммы составит 14,4 р. для объекта «Доходы». Для «Доходы минус расходы» от выручки отнимается цена закупки и комиссия маркета. В нашем случае сумма совпала и составила 14,4 рубля в обоих случаях, но так бывает редко.

Кто выдает чеки покупателям

Вопрос с выдачей чеков можно считать спорным в бухгалтерском учете маркетплейсов, поскольку он до конца не урегулирован законодательством. Ранее эта обязанность возлагалась на принципала, если агент действует от его имени, что отражено в письме от 26.06.2017 № 03-01-15/39999. Но в 2020 году ситуация поменялась и в своем письме от 27.05.2020 № 03-01-15/44636 Минфин постановил, что если агент выдал чек, то поставщик может не применять контрольно-кассовую технику. Разъяснений об условиях действий агента нет, поэтому на данный момент принято считать, что чеки покупателю должен выдавать маркетплейс.

Ваша заявка успешно отправлена!
Хорошо
ООО «Рэдрэдианс» +7 (495) 291-01-31 info@market-manager.ru
Россия 115191 Москва Малая Тульская 25