Рекламщику о социальных медиа

Рекламщику о социальных медиа

Пользователи социальных медиа множаться и множаться. За последние пару лет их число растет лавинообразно. И поскольку эти медиа - социальные, то есть нацеленные на общение - эта область достаточно слабо коммерциализирована. И если интерес маркетологов к социальным площадкам понятен, то что же препятствует проникновению бизнес-интереса в социальные сети? Как проникнуть в святая святых блогеров - эта задача сегодня будоражит умы сотен маркетологов в разных областях бизнеса. 
 
Прогноз Gartner гласит о том, что объем мирового рынка социальных медиа должен расти ориентировочно на 40% ежегодно, до 29 миллиардов долл. к 2015 году. По данным аналитиков, это всеже будет продажа рекламы, выручка от которой к указанному году составит чуть более восьми млрд. долл. Я, скажем, не продую рекламу, для меня эти цифры отнюдь не радужны. Да и сами пользователи соцсетейне в восторге от рекламы на ее страницах. Опыть все понятно, соцсети - социальные, а не рекламные.
А вот исследовательская компания Romir утверждает, что более 53% посетителей сайтов вообще не замечают размещенной рекламы. Не замечают, имеется ввиду - игнорируют, выработали иммунитет к ее присутствию, и лишь 2% постоянно просматривают предложения рекламодателей. А ведь реклама подсовывается контекстно!!! 
 
Не продавайте, а разговаривайте!
Блогосфера вообще и социальные медиа в частности отчуждают не социальные элементы, которые паразитируют на свободном общении людей. С этим столкнулась "Одноклассники", которая монетизировала в свое время часть сервисов. В среде блоггеров любое явление: файльш, попытка продать что-то подвергается критике, моментально выявляется и ооторгается. В социальных медиа все маркетологи, здесь у каждого есть голос, и эти голоса невозможно перекрыть ни словоблудием, ни креативностью, ни, тем более, деньгами. Недаром многие знаменитости, попав в эту среду, мгновенно теряются, тогда как "серые офисные мыши" тановятся популярными и авторитетеыми авторами.
 
Так все устроено, любой информационный «вброс» сразу же делит читателей на лагеря, один из которых обязательно публикует мощный пул контриндоводов. Вблос же рекламный может вызвать и контр-рекламу. Социальные медиа - площадки на которых люди предпочитают общаться, а не слушать. Они перестав смотреть ТВ, и теперь профессиоанльно "фильтруют" любыми попытки что-либо им "впарить".

Маркетологи считают, что достаточно «говорить на языке аудитории», и их примут за своих. Но в блогосфере это не совсем так. Если же они еще и не совсем профессиональны, то, как следствие, они пускают в блогосферу фальшивые ноты, сделанного по образу и подобию рекламы информационного сообщения.
 
В начале декабря 2007 года в течение дня несколько популярных "ЖЖ" блоггеров разместили мало чем отличающиеся по своему содержанию посты со «скрытой» рекламой магазинов «Утконос». Естественно "ЖЖ" отреагировал моментально и шумно. Волна негатива таким наглым втюхиванием смела штатных пиарщиков компании. Блогеры не любят, когда им не говорят правды. И примеров удачных маркетинговых кампаний мало, слишком просто перейти грань от информации к продаже ("втюхивангию").
Опасность ошибок
Социальные медиа умеют сохранять в соих недрах знания, полученную информацию. Всё, что-либо ценное и значимое, которое попадает в сеть, остается в там надолго, плохое и хорошее еще и находится всегда под рукой. Один ен управляемый вами пост может быть виден долгое и долгое время, и он будут изучаем и комментируем. Вместе с ним будут обсуждаться и тиражироваться ваша ошибка. Напротив, интересный пост способен в считанные стать достоянием тысяч пользователей, став тиражируемым вирусом.
 
Рекламируют не бесплатно
В идеале реклама должна идти от "первого лица", чтобы блогер мог бы с чистой совестью повторить ее  - как свою мысль. Это пожалуй основное и главное правило маркетинга в социальных сетях. Атрибуты такой рекламы: она тихая, без пафоса и ярких слоганов, и хоть и креативна, но этот креатив заключается в умении встроить ее в повествование поста.Любые слова блоггера, будь-то его личное и частное мнение, или скрытая им реклама должна быть искренними.  Собственно, в истории с «Утконосом» продажные блогеры пострадали в первую очередь не потому, что плохо сработали маркетолога рекламодателя, а потому, что сами поступили "не умно", нарушив правила поведения в сообществе. Как-то само-собой сложилось, что любая реклама в дневнике автора ложится пятном на имидж автора - как свободного "художника". Логично, что в приличном месте приличные люди за свои слова получают плату поддержкой коллег, или их неодобрением. И этоеще одна причина, почему реклама в блогосфере приживается плохо. 
 
Прямые продажи
Социальные медиа, хоть и являются россыпью самиздатовских СМИ, но, как писал выше, являются социальными площадками для общения, то есть интеренет-аналогом межличных отношений. Рассказывая что-то и рекламируя, по ходу, автор презентует  товар не сторонним ему людям. Презентует лично - из "первых рук". Но это ни что иное, как прямые продажи.
 
Значит все маркетинговые коммуникации нужно вести по правилам прямого маркетинга, и это очевидно. Продавцы "из рук - в руки" удачно манипулируют своими клиентами, настолько уверовав в качество своего предложения, пропитывая клиентов обожанием продукта, осчастливливая их знанием, которым деляться. Перебарщивания в социальных сетях не пройдет, конечно, но реальным доверием к предмету рекламы обладать просто необходимо. И всесторонними знаниями о предмете обладать нужно, и (или) иметь возможность его получать оперативно от специалистов рекламодателя.
 
Хороший блоггер рекламирует хорошо
С хорошими блогерами надо индивидуально работать, с пониманием того, что читателей  у некоторых дневников даже больше, чем читателей некоторых печатных СМИ. Нужно различными маркетинговыми приемами, акциями и уважением превратить их из равнодушных журналистов в заинтересованных подрядчиков. Соберите фанатов марок, новинок, юзеров всяких "фенек" (а таких, кстати, довольно много).