Реклама на асфальте, мостах и перетяжки запрещены?

Реклама на асфальте, мостах и перетяжки запрещены?

Многие коллеги, читая мой пост о запрете рекламы на асфальте, начинают разбираться с вопросом и не находят в новой редакции федерального закона "О рекламе" явного запрета на граффити, запрета на растяжки и рекламу на мостах. Давайте разбираться, запрещена ли такая реклама или нет?

"Не нашли" - отражение самой сути юридического казуса в прежней редакции закона о рекламе. Реклама на асфальте не сформулирована как отдельный вид, не перечислена (типа, читайте внимательно про другие виды и территориальное размещение ) в разделе наружной рекламы федерального закона, не определены были меры ответственности для нарушителей.

В защиту законодателей
Федеральный закон не может, скажем, определись все варианты размещения рекламы (на левый поручень уличной лавочки).
 И не надо ждать от Федерального закона запрета на "шаурму" - вместо нее обязательно появится "мясо в лаваше", "шаверма" и т.п.  Закон определяет рекламу - как вид деятельности.
Многие думают, что если указанный способ нанесения (размещения) рекламы (левый поручень) попадает под определенный тип, то размещение такой рекламы регламентируется: сроками, способами размещения, процедурой согласования и определяет надзорно-контрольные органы, в обязанность который вменяется исполнять закон). Если не попадает - то можно закон не исполнять, трактуя его по-своему. 

Раньше было как?
1. Можно было взять в долгосрочную аренду задние в центре города, этакий развалина-недострой. Завесить его зеленой строительной сеткой, даже не приступать к его ремонту годами, а просто сдавать в субаренду его фасад под рекламную конструкцию. Или в случае с асфальтом: только в во время нанесения ее тебя могли привлечь полицейские за хулиганство, или по заявлению владельца асфальта - за порчу имущества (естественно муниципалитеты не заморачивались с подачей таких исков), то сегодня собственнику (не арендатору земли или здания) вменяется в обязанность контроль за размещением рекламы - как вида информационного сообщения и как вида деятельности.

2. Фирмы, которые занимаются предоставлением услуг по рекламированию асфальтом, не «светятся» и не привлекают к себе внимание. Компании-исполнители работают аккуратно, в тёмное время суток или рано утром, и делают это быстро. Работа оформляется таким образом, чтобы нарушение как таковое не просматривалось: заключается договор на оказание услуг, где не конкретизируется ни форма, ни вид работы.

3. В России как: "строгость законов компенсируется необязательностью их исполенения". Вот и про рекламу - определены правила, но не определена мера наказания за их несоблюдение. Теперь поправили...

Что теперь?
1. Рекламное асфальтовое граффити - это реклама?
1.1 Статья 3 п1 и 2 относят граффити к рекламе: "реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования ".
1.2 Цитирую статью 19 ФЗ "Распространение наружной рекламы с использованием ... и иных технических средств стабильного территориального размещения". Даже без натяжки граффити - средство рекламы, стабильного размещения. А под понятие "технического средства", можно засунуть все места для размещения граффити: и фасад и ступени, двери и бордюры, асфальтовое покрытие в том числе. Таким образом: граффити - по закону реклама и относится к наружной рекламе - это не оспорит в суде никакой адвокат, если дело до него дойдет.

2. Кто следит за размещением рекламы? Региональные власти наделяются полномочиями осуществлять надзор за законностью установки и эксплуатации рекламных конструкций. Другими словами, за размещением любой рекламы на объектах муниципалитетов приказано следить муниципалитетам, и без разрешения последних, ни один из видов и типов рекламы ЗАКОННО размещен быть не может.

3. Запрещен ли такой вид рекламы, как "реклама на асфальте"? В Федеральном законе нет запрета на граффити. ФЗ не определяет способы рекламирования, места и способ для нанесения рекламы (провода, скамейки, шелкография), а регламентирует взаимоотношения по самому виду деятельности "реклама" и активность по каналам коммуникации.

4. Законна ли реклама на асфальте?
4.1 Согласно ГОСТу Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", не допускается размещение рекламы путем нанесения либо вкрапления с использованием строительных материалов, краски, дорожной разметки и т. п. в поверхность автомобильных дорог и улиц». Т.е. на улицах и дорогах реклама на асфальте ЗАПРЕЩЕНА и следить за этим должны ГИБДД и муниципалитеты (см. п2)
4.2 ФЗ определяет муниципалитетам право запрещать места для размещения рекламы на асфальте (Красная площадь в Москве. Кремль в Казани, площадь перед мэрией в Сырдырпыжске - однозначно будут под запретом! ).

5. Каковы условия размещения рекламы? ФЗ определяет право на размещение рекламы только на условиях организации тендеров для фирм, которые хотят получить площадку под рекламу, выполненную в стиле граффити, рисунков, надписей и т.п. Т.е. тендерная документация будет определять прозрачность фирм, их фин. деятельности, опыта работы и опыта сотрудничества с муниципалитетами (стирать вовремя, когда закончился срок разрешения, восстанавливать стершуюся в обязательном порядке и т.п. ). Без этого никакой "студент" право на размещение рекламы на асфальте не получит! ФЗ также определяется схема размещения рекламы, уточнен срок договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Т.е. где-то в углу рекламы будет код, по которому любой полицейский или контролер с нашивкой сможет определить имеет ли такая реклама право быть или нет. Если разрешения на рекламу показать не можешь - суд и оплата по КоАП не порчи мифического имущества недоступного и неизвестного владельца, а за нарушение федерального закона.

6. Кого накажут за незаконное размещение рекламы на асфальте? Раньше непонятно было за что привлекать к ответственности. Сегодня поправки и КоАП определяют "меру, степень, глубину…" за нарушения федерального закона.

7. Мера ответственности? ФЗ определил уточнения в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь в КоАП вводятся штрафы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций без действующего разрешения, установку или эксплуатацию с нарушением установленных требований. Москва, скажем, пошла дальше и установив штрафы в размере от 500 до 2,5 тыс. рублей для граждан и от 7,5 до 15 тыс. рублей для юридических лиц.

8. Что дальше? Если сегодня Москва, а завтра Питер, Мурманск запретят по праву, закрепленному в ФЗ, граффити - "как класс" (не просто отдельные места, см. п4), то будет так! Под понимание своих прав, в Хабаровске муниципалы запретили рекламу на асфальте - как вид рекламы. Мосгордума приняла Московский закон о рекламе Депутаты проголосовали за запрет асфальтовой рекламы еще в апреле этого года http://rbcdaily.ru/society/562949986741103. УФАС по Челябинской области вынесло решение по делу о размещении рекламы на дорожных знаках Магнитогорска. ФЗ закрепил право муниципалитетов и открыл дорогу, если они так, к тотальному запрету повсеместно (возможно) или к жесткому регламентированию этого вида рекламы.

9. И последнее. Комментарий к фразе "реклама на асфальте запрещена". Я писал про запрет "партизанщины" - не санкционированной пачкатни, хаоса и "рекламы без бюджета". Вот такая "реклама" теперь запрещена! И если "партизаны" теперь перекинуться на уродование лифтов, подъездов и дверей в дома - я ничуть не удивлюсь.
А что про рекламу на мостах и про перетяжки?
ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" Пункт 6. Правила размещения средств наружной рекламы:

Цитата
 6.1. Средства наружной рекламы .... не должны быть размещены:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
ФЗ "О рекламе Статья 19. "Наружная реклама и установка рекламных конструкций":
Цитата
5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Собственник (Российская Федерация, утвердившая Государственный стандарт) запрещает размещение рекламы на мостовых сооружениях. И никакой арендатор моста или собственник щита на мосту по закону существовать не может и сдавать в аренду что-то под рекламу на мосту также не может. А тот, кто это делает, говоря, что имеет право - мошенник!

Чуть дальше в ГОСТ Р 52044-2003:
Цитата
Средства наружной рекламы .... не должны быть размещены:- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
и опять ФЗ ссылается указывает на обязательность договора с "владельцем федеральной трассы", которого (договора) быть не может!
Вот о чем говорят законы в области рекламы на асфальте, рекламы на мостах, тоннелях и эстакадах.