Маркетинговое мышление

Маркетинговое мышление

Эта мысль не покидала меня длительное время, пока я в разных рыночных сегментах и разных компаниях занимался практическим маркетингом. Становлению и формализации мысли помогли и книги авторитетных маркетологов, дискуссии на форумах, относящихся к маркетингу. В какой-то момент я начал настойчиво пытаться найти ответы на вопрос:

Что определяет успех практического маркетолога? 

Является ли первоосновой успеха: маркетинговые знания и опыт, навыки и привычки? А может быть, что-то еще?

Что касается маркетинговых знаний, имея первое техническое образование, я по опыту, пытался разобраться с предметом с помощью специальной литературы. Где как ни там искать эмпирически ясные постулаты и доказанные теории, то, что  отличает настоящие научные знания от прочих. Однако, меня удивляло, что книги по маркетингу совершенно не помогали мне решать задачи, которые постоянно подбрасывала практика. 

Что до опыта, то я встречал предостаточно «опытных» менеджеров-бюрократов, совершенно бесполезных, применительно к задаче зарабатывания денег и "весомо" рассуждающих о маркетинге. Таким образом, постепенно я пришел к выводу:

Маркетолог, скорее всего, будет бесполезен, если он не обладает, как бы сформулировать..., особым маркетинговым мышлением.


Маркетинговое мышление похоже на музыкальный слух. Основа хорошего маркетинга - это не знание (вот сейчас меня теоретики от маркетинга и преподы ВУЗов, "читающих маркетинг" просто распнут) , а особое чутье на людей, на возможность применения маркетинговых инструментов, на то, как и когда их нужно применять. Именно оно без подсказки аналитиков и сформированных рыночных тенденций заставило и меня заниматься, в свое время, торговым маркетингом, уделить особое внимание, интернет маркетингу, соцсетям и т.п.

Глядя на себя со стороны, на своих коллег, подчиненных, я абсолютно уверен в том, что практические маркетологи, лишенные маркетингового мышления, бесполезны и вредны. Основной причиной большинства бизнес-провалов, я полагаю, является отсутствие маркетингового мышления у маркетологов и руководителей. 

Считаю опасными маркетинговых "академистов", особенно тех, кто консультирует "маркетингу" компании со стороны, не зная специфики рыночного сегмента, компании, конкурентной среды, полагаясь лишь на формальное знание, "заготовки". Выскажусь контрастнее:


К успеху маркетолога не имеет никакого отношения его формальное образование, даже полученное профильное не гарантирует его от маркетинговой близорукости.

Вспоминая Канта (как же я зануден )))) ), в университетах и бизнес-школах, на тренингах консалтеров в основном  учат «мыслям», но не учат «мыслить». 

Как следствие, на собеседование приходят толпы псевдо-продажников и маркетинговых ботов, знающих как делать рекламу, нагруженных бесполезными «мыслями». Очень бы хотелось побольше творческих мыслящих. Ну это уже, следствие 3х дневного марафона по поискам и попыткам закрытия вакансии менеджера региональных продаж.