Маркетинг - слышать рынок или управлять рынком?

Маркетинг - слышать рынок или управлять рынком?

Маркетинг 1,0 - маркетинг управления товаром, маркетинг 2,0 - маркетинг наблюдения за рынком. Маркетинг 3,0 - это маркетинг потребителя, маркетинг корректировки рынка, управление поведением потребителей. Так выглядит краткое изложение котлеровской теории маркетинга. Но это в теории, а как быть нам, практикам маркетинга? Что правильно для нашего маркетинга, к чему стремиться: удовлетворять рынок или управлять им? 

Маркетинг-ориентированная организация думает и действует так, как полагает думать и действовать департамент маркетинга. Рыночная организация - действует так, как нужно рынку. В этом первое предупреждение маркетологам. Второе предупреждение состоит в том, что думать о том, что мы можем поправить рынок под себя (управлять рыночными процессами) могут только единицы фирм - истинные лидеры своих рыночных сегментов. 

Если ваша огранизация такой лидер, а вы - маркетолог, который все еще "делает усилия по сбыту ненужными", то вам прямая дорога в аутсайдеры, поскольку рано или поздно на пятки вам все-таки наступит ближайший конкурент, научившийся делать конкурентный продукт, освоивший вашу бизнес-модель.

Если ваш маркетинговый бюджет умещается на формате листа А4, а ваш товар отбрендован только в ваших глазах, то управлять чем-то на рынке вы можете только в мечтах. А маркетинг 3,0 - это не "голимая" теория маркетинговых фантазеров, а этап маркетинга  для тех, кто, по разным причинам, заставил рынок слушать себя. Ну а мы пока попытаемся освоить Маркетинг 2,0.