Что такое семантическое ядро сайта и как его правильно составить?

Что такое семантическое ядро сайта и как его правильно составить?

Семантическое ядро сайта – это набор слов и словосочетаний, которые максимально точно описывают вид коммерческой деятельности, продаваемые и продвигаемые сайтом услуги или товары.

Составить семантическое ядро для сайта, на первый взгляд, представляется достаточно простой задачей. Достаточно описать деятельность компании и продаваемый продукт, посмотреть самые популярные, наиболее часто вводимые целевой аудиторией поисковые запросы и составил список наиболее релевантных предмету и популярных слов.

Опасность такого подхода к составлению семантического ядра в том, что так делают все! В результате,  такого подхода мы получим самую высокую конкуренцию и, как итог, самые высокие маркетинговые расходы на продвижение.  

В результате, если говорить про SEO, то вывод сайта «в ТОП» может занять длительное время и обойтись владельцу очень дорого. В контекстной рекламе ставка за клик по таким конкурентным запросам будет обходится значительных средств. 

Если такой "простой" метод – затратен, то какие же есть альтернативы составления семантического ядра сайта? Суть другого подхода сводится к тому, что вы детально анализируете структуру поисковых запросов и распределяете список полученных запросов по видам. Далее определяете каково число запросов из каждой группы должно присутствовать на сайте, чтобы получить максимальный эффект от вложенных средств.

Прежде всего, как и раньше, стоит составить список запросов. Дальше распределить их по видам поисковых запросов:
  • Абстрактные запросы;
  • "Горячие" запросы;
  • Конкретный запрос (запрос с уточнением);
  • Информационные запросы;
  • Запросы конкурентов;
  • Опечатки.
Подробнее о каждом виде запросов:
Абстрактные запросы (общие запросы) — самое обобщенное определение какого-либо рода деятельности или предмета. Например: "забор", "автомобили", "кондиционер", "строительство".

Набирая в поисковике абстрактный запрос, человек вряд ли знает что-то о предмете и уж точно набирает такого рода поисковый запрос не с целью покупки, а с целью получения уточняющей или справочной информации. 
В результате выдачи по такому запросу, видя огромное количество сайтов и страниц целевая аудитогрия уточняет поисковый запрос.
В общем количестве вводящих абстрактный запрос процент "покупателей" очень мал и редко он составляет и половину от общего числа его вводящих в поисковой строке поисковика. Процент "покупателей", которые выберут именно ваш товар среди конкурентного перечня и того меньше. 

Конкуренция по таким абстрактным запросам максимальная. Пробиться в верхние позиции по общим запросам достаточно трудно, да еще и эффективность такой работы мала, поскольку целевыми такие клиенты не являются.

Горячие запросы свидетельствуют о том, что человек их набирающий готов совершить покупку. Такие уточняющие слова, как: "стоимость", "где купить", "сравнить", "с доставкой" означают, что человек уже определился с выбором предмета покупки и осталось последнее — решить, где и у кого он совершит покупку.

Самые горячие запросы — такие же дорогие, как и общие запросы, иногда они стоят и дороже. Однако, в этом случае, процент потенциальных покупателей значительно выше, чем число "фантазеров" или "абстрактно" интересующихся тематикой. 

Для того что бы не ошибиться, остается только соотнести расходы на привлечение покупателя и доход от его покупки. 

Конкретные запросы — запросы, которые часто называют "низкочастотными" или "среднечастотными". Такого рода запросы представляют собой название моделей товаров, серийные номера, а также имеют уточняющие слова:
  • место ("офис в ценре города"  );
  • характеристики услуги или продукта ("автомобиль с пробегом" );
  • время совершения покупки ("в наличии", "круглосуточно" );
  • ценовая характеристика ("недорого" ).

Когда человек вводит подобный конкретный запрос в строку поиска, он сузил круг поиска до конкретных моделей/предложений и определился со сроками покупки товара или услуги.

Информационные запросы в семантическом ядре сайта — поисковые запросы, которые предоставляют справочную информацию. Такие запросы, аналогично абстрактным запросам, не являются в чистом виде  "продающими". Они только лишь информируют ЦА, а также сообщают поисковым системам, что сайт соответствует определенной тематике и имеет информацию, соответствующую запросу и этой теме.

В случае наполнения семантического ядра винформационными запросами очень важно сконцентрироваться именно на тех словах и фразах, которые являются подсказками ЦА, помогающими  определиться с принятием решения. 

Такого рода запросы должны помогать ЦА представить процесс пользования товаром или услугой, представить результат пользования и то, как измениться жизнь после покупки. Именно поэтому информационные запросы хорошо подготавливают почву для будущих (!) продаж.


Запросы конкурента — это конкретные запросы (см. выше), про которым ЦА находит товары вашего конкурента. Например в качестве конкретного запроса конкурента может выступать название его (конкурента) торговой марки и модели конкретного товара, продаваемого конкурентом под его торговой маркой.

Если ЦА, набирая запрос конкурентного товара, еще выбирает, либо, рассматривая конкурента, еще сомневается в выборе, то вы можете предложить ему ваш товар в качестве альтернативы.

Опечатки (ошибочные запросы) — запросы на товары или услуги, набираемые с орфографической ошибкой, опиской. Опечатки периодически вводятся в поисковую строку запросы, в силу торопливости или неграмотности.

Поисковые системы исправляют распространенные опечатки, однако, если опечатка редкая, то Яндекс или Google могут ничего не найти и сообщить об этом пользователю. Человек повторит попытку. Скорее всего, уже с правильным написанием и попадет на стандартную страницу выдачи по стандартному запросу.


Если после запроса с опечаткой поисковая система выдаст ваш сайт –  представляете, насколько увеличатся ваши шансы получить потенциального покупателя? Стоит только отметить, что такой трафик "ошибающихся" покупателей довольно мал, правда, он – практически бесплатен.


Представленность виды запросов в семантическом ядре
Итак, в какой пропорции лучше распределять перечисленные виды поисковых запросов?
Стоит использовать следующую структуру семантического ядра:

Практика показала, что это оптимальный подход к поисковому продвижению и составлению семантического ядра поисковых запросов. С одной стороны — обеспечивается необходимый охват, с другой стороны — четко прослеживается отдача. Важно то, что при этом нет и излишнего расхода  бюджета и нет недорасхода (и как следствие — недостаточной эффективности кампании).
В процентном соотношении по распределению запросов картина выглядит так (общее число / стоимость запроса в пакете):
  1. Абстрактные запросы и Информационные запросы ~5% / 60%;
  2. «Горячие» запросы ~25% / 30%
  3. Конкретный запрос (запрос с уточнением) ~30% / 10%
  4. Запросы конкурента ~5% / 5%
  5. Опечатки~5% / 0-1%
Из приведенных цифр понятно, что стратегически:
  • если нужно сэкономить, то при составлении семантичесмкого ядра  и при продвижении можно сделать упор на последние 3–5 вида запросов.
  • если нужны "продажи", а цена вторична, то стоит расширить семантическое ядро стоит на запросы 2-4 .
Ну а если уж средства позволяют, то
  •  стать в глазах ЦА специалистами можно за счет расширения семантического ядра  за счет  и информационных запросов;
  • расширить форонку продаж можно за счет Абстрактных запросов.

Другими словами, многое зависит от целей и бюджета интернет кампании.